Главная >> Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении

 

 

 

 

А.С. Пушкин

 

Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии

Краткое содержание «Моцарта и Сальери»

Сцена 1. Комната

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:

    ...
    Преодолел
    Я ранние невзгоды. Ремесло
    Поставил я подножием искусству;
    Я сделался ремесленник: перстам
    Придал послушную, сухую беглость
    И верность уху. Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию. Тогда
    Уже дерзнул, в науке искушенный,
    Предаться неге творческой мечты...
    ...
    Усильным, напряженным постоянством
    Я, наконец, в искусстве безграничном
    Достигнул степени высокой. Слава
    Мне улыбнулась; я в сердцах людей
    Нашел созвучия своим созданьям...
    ...
    Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
    Когда-нибудь завистником презренным,
    Змеей, людьми растоптанною, вживе
    Песок и пыль грызущею бессильно?
    Никто! А ныне — сам скажу — я ныне
    Завистник. Я завидую; глубоко,
    Мучительно завидую. О, небо!
    Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений — не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан —
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного?
    О Моцарт, Моцарт!

Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил «безделицу», наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

    Ты с этим шел ко мне
    И мог остановиться у трактира
    И слушать скрыпача слепого! — Боже!
    Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

    Я избран, чтоб его
    Остановить, — не то мы все погибли
    Мы все, жрецы, служители музыки,
    Не я один с моей глухою славой...
    Что пользы, если Моцарт будет жив
    И новой высоты еще достигнет?
    Подымет ли он тем искусство? Нет;
    Оно падет опять, как он исчезнет;
    Наследника нам не оставит он.
    Что пользы в нем? Как некий херувим,
    Он несколько занес нам песен райских,
    Чтоб, возмутив бескрылое желанье
    В нас, чадах праха, после улететь!
    Так улетай же! чем скорей, тем лучше...

Сцена 2. Трактир

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит «Реквием», который он пишет. Рассказывает историю, как «Реквием» был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен. Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

    Слушай, брат Сальери,
    Коль мысли черные к тебе придут,
    Откупори шампанского бутылку
    Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

    Он же гений,
    Как ты да я. А гений и злодейство —
    Две вещи несовместные...

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет «Реквием». Сальери плачет.

    Эти слезы
    Впервые лью: и больно и приятно,
    Как будто тяжкий совершил я долг,
    Как будто нож целебный мне отсек
    Страдавший член!...

Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

    Ты заснешь
    Надолго, Моцарт! но ужель он прав,
    И я не гений? Гений и злодейство —
    Две вещи несовместные? Неправда:
    А Бонаротти? или это сказка
    Тупой, бессмысленной толпы — и не был
    Убийцею создатель Ватикана?

(По легенде, Микеланджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало.)

 

 

Рейтинг@Mail.ru