Главная >> Домашние работы по русскому языку 10-11 класс. Гольцова

 

 

 

 

Самостоятельные части речи

 

Правописание глаголов (окончание)

Упр. 254.

1. Несётся (что делает?) четвёрка могучих коней, несётся, как вихорь на воле. 2. О чём, интересно, они шепчутся (что делают?)? 3. Ни слова не сказала я; за что ж ему сердиться (что делать?)? Зачем покинул он меня? И скоро ль возвратится (что сделает?)? 4. Медленно катится (что делает?) ночь надо мною тяжёлой тканью. 5. И слышу я, как разговор везде немолчный раздаётся (что делает?), как сердце каменное гор с любовью в тёмных недрах бьётся (что делает?), с любовью в тверди голубой клубятся (что делают?) медленные тучи, и под древесною корой, весною, свежей и пахучей, с любовью в листья сок живой струёй подъемлется (что делает?) певучей. 6. Твой тихий кроткий лик склоняется (что делает?) ко мне... 7. И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится (что делает?) у окна. 8. Я дал разъехаться (что сделать?) домашним... 9. Флоты — и то стекаюттся (что делают?) в гавани, поезд — и то к вокзалу гонит. Ну, а меня к тебе и подавней — я же люблю! — тянет и клонит. Скупой спускается (что делает?) пушкинский рыцарь подвалом своим любоваться (что делать?) и рыться (что делать?).

Упр. 255.

1. А! Этот сон! Малютка жизнь, дыши, возьми (в середине слова между мягкими согласными; второй согласный при изменении слова становится твёрдым: возьму) мои последние гроши!.. 2. Которые тут временные? Слазь (повелит, накл. — после мягкой согласной)! Кончилось ваше время. 3. Други его — не тревожьте (повелит, накл., после шипящей, ь перед -те сохраняется) его! Слуги его — не тревожьте его! Было так ясно на лике его: царство моё не от мира сего. 4. Не плачь (повелит, накл., после шипящей), дитя, не плачь напрасно... 5. Вот вам моя рука, без перчатки, правая, деловая. Возьмите (см. выше) её — и верьте (повелит, накл., после мягкой сргл., ь перед -те сохраняется) её пожатию. 6. Оставь (повелит, накл., после мягкой согл.) напрасные заботы, не обнажай минувших дней!..

Упр. 256.

1. Что ты бродишь (II спр.) неприкаянный, что глядишь ты, не дыша? Верно, понял: крепко спаяна на двоих одна душа. Будешь, будешь (I спр.) мной утешенным, как не снилось никому, а обидишь (II спр., искл.) словом бешеным — станет (I спр.) больно самому. 2. Пусть не помнят (II спр.) юные о согбенной старости. Пусть не помнят (II спр.) старые о блаженной юности. 3. Всё замолкло. Не колышет (I спр.) сонная волна... Сердце жадно волей дышит (II спр., искл.), негой грудь полна. 4. Так, ярким пламенем утешен и согрет, младенец самый страх и горе забывает (I спр.), и тянется (I спр.) к огню, и ловит (II спр.) беглый свет, и крикам няни не внимает (I спр.). 5. Я сегодня увидел (как перед -ть в неопр. форме — увидеть) в пуще след широких колёс на лугу. Треплет (I спр.) ветер под облачной кущей золотую его дугу. 6. Снова замерло всё до рассвета — дверь не скрипнет (I спр.), не вспыхнет (I спр.) огонь. Только слышно — на улице где-то одинокая бродит (II спр.) гармонь.

Упр. 257.

Обессилить (перех.) — обессилил; обессилеть (непе- рех.) — обессилел. Белить (перех.) — белил; белеть (неперех.) — белел. Чернить (перех.) — чернил; чернеть (неперех.) — чернел. Синить (перех.) — синил; синеть (неперех.) — синел. Обезлесить (перех.) — обезлесил; обезлесеть (неперех.) — обезлесел.

Упр. 258.

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед -ть в инфинитиве.

I. Сеял (сеять), обезденежил (лишил денег) (обезденежить), обезденежел (лишился денег) (обезденежеть), лаял (лаять), выздоровел (выздороветь), зависел (зависеть), приклеил (приклеить), съездил (съездить), зижделся (зиждеться), обидел (обидеть), выкроил (выкроить), обеспамятел (обеспамятеть), обессмертил (обессмертить), обесславил (обесславить), почудился (почудиться), подклеил (подклеить).

II. 1. Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял (рассеять) прежние мечты. 2. Когда-то мы лазили (лазить) сюда за яблоками. 3. Своё дело исправили (исправить), побранили, ну и будет. 4. Не знаю: завистью ль её лукавый мучил (мучить), иль, может быть, ей рыбный стол наскучил (наскучить)? 5. Я видел (видеть) юношу: он был верхом на серой борзой лошади. 6. Знойный воздух реял (реять) над дорогой, вследствие чего деревья поникли листвой.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru