Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Пер. Д. С. Лихачева

 

Сказание о Борисе и Глебе

На Руси существовало великое множество циклов различных памятников о Борисе и Глебе. Считается, что «Сказание» было создано при Ярославе Мудром в середине XI в. на основании летописной повести и написанного Нестором «Чтения о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».

Князья Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, признанными небесными молитвенниками «за новые люди христианские». В их честь установлен праздник 24 июля, отмечаемый ежегодно православной Церковью.

    СКАЗАНИЕ И СТРАДАНИЕ
    И ПОХВАЛА СВЯТЫМ МУЧЕНИКАМ
    БОРИСУ И ГЛЕБУ

Господи, благослови, Отче!

«Род праведных благословится, - говорит пророк, - и потомки их благословенны будут».

Так свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом, - внуке Игоревом, просветившем святым крещением всю землю Русскую.

О прочих его добродетелях в другом месте поведаем, ныне же не время. О том же, что начали, будем рассказывать по порядку. Владимир имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные. Старший сын - Вышеслав, после Изяслав, третий - Святополк, который и замыслил это злое убийство. Мать его гречанка, прежде была монахиней. Брат Владимира Ярополк, прельщенный красотой ее лица, расстриг ее, и взял в жены, и зачал от нее окаянного Святополка. Владимир же, в то время еще язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женою. Вот она-то и родила этого окаянного Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его Владимир, ибо не от него был он. А от Рогнеды1 Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, и Мстислава, и Ярослава, и Всеволода. От другой жены были Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки - Борис и Глеб. И посадил их всех Владимир по разным землям на княжение, о чем в другом месте скажем, здесь же расскажем про тех, о ком сия повесть.

    1 Рогне́да - дочь Рогвольда, полоцкая княжна.

Посадил Владимир окаянного Святополка на княжение в Пинске, а Ярослава - в Новгороде, а Бориса - в Ростове, а Глеба - в Муроме. Не стану, однако, много толковать, чтобы во многословии не забыть о главном, но, о ком начал, поведаем вот что. Протекло много времени, и, когда минуло 28 лет после святого крещения, подошли к концу дни Владимира - впал он в тяжкий недуг. В это же время пришел из Ростова Борис, а печенеги вновь двинулись ратью на Русь, и великая скорбь охватила Владимира, так как не мог он выступить против них, и это сильно печалило его. Призвал он тогда к себе Бориса, нареченного в святом крещении Романом2, блаженного и скоропослушливого, и, дав ему под начало много воинов, послал его против безбожных печенегов. Борис же с радостью пошел, говоря: «Готов я пред очами твоими свершить, что велит воля сердца твоего». О таких Приточник говорил3: «Был сын отцу, послушный и любимый матерью своею».

    2 Призвал он тогда к себе Бориса, нареченного в святом крещении Романом... - Русские князья в древности носили два имени - одно «русское», «княжеское», а второе христианское, дававшееся при крещении. Христианское имя Бориса - Роман, Глеба - Давыд.
    3 О таких Приточит говорил... - Имеется в виду составитель иритчей - иудейский царь Соломон. Книга притчей Соломона входит в Библию.

Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий4 (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове5 и, завернув тело в ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях и поставил в церкви святой Богородицы6. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своем так размышлял: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. О блаженный, помяни меня в месте упокоения твоего! Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом - ведь ты брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?»

    4 Отец его Василий... - Василий - христианское имя Владимира Святославича.
    5 ...ночью разобрал помост в Берестове... отвез на санях... - По древнерусскому обычаю тело покойника выносилось через пролом и перевозилось на санях в любое время года.
    6 ...и поставил в церкви святой Богородицы. - Владимир был похоронен в Десятинной церкви Богородицы в Киеве.

И, помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?»7 И решил в сердце своем: «Да будет воля Твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы8, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья - ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем владев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует - все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви.

    7 ...Увижу ли я хотя бы братца... как Иосиф Вениамина? - Иосиф и Вениамин - библейские персонажи. Старшие братья из зависти продали Иосифа (своего младшего брата) в рабство в Египет. Рассказ наполнен различными злоключениями Иосифа. В заговоре старших братьев против Иосифа не участвовал еще один брат - Вениамин. Встреча Иосифа с Вениамином в христианской литературе - символ верной и горячей братской любви.
    8 Багря́ница - царское одеяние, порфира.

Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

Кто же не восплачется, представив перед очами сердца своего эту пагубную смерть?

Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

Страница 2 >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru