Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Пер. Д. С. Лихачева

 

Слово Даниила Заточника

«Слово Даниила Заточника» считается одним из наиболее загадочных произведений Древней Руси; по сей день споры ученых ведутся вокруг адресата «Слова...», личности автора, в частности, его социального происхождения, а также литературных достоинств памятника. Точно не установлено и время написания: его относят к литературе XII-XIII в.

    СЛОВО
    ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА,
    НАПИСАННОЕ ИМ
    СВОЕМУ КНЯЗЮ
    ЯРОСЛАВУ ВЛАДИМИРОВИЧУ

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего и заиграем в серебряные органы гордости своею мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри1 и гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в пародах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.

    1 Псалтырь - здесь имеется в виду музыкальный инструмент.

Был язык мой как трость2 книжпика-скорописца, и приветливы уста мои, как быстрота речная. Того ради попытался я написать об оковах сердца моего и разбил их с ожесточением, как древние - младенцев о камень3.

    2 Трость - отточенный кусок тростника, являвшийся одним из инструментов для письма в Византии, возможно, и в Древней Руси XI- XII вв.
    3 ...как древние - младенцев о камень. - Библейский символ величайшего народного бедствия.

Но боюсь, господине, осуждения твоего.

Ибо я, как та смоковница проклятая4: не имею плода покаяния; ибо имею сердце - как лицо без глаз; и ум мой - как ночной ворон, на развалинах бодрствующий; и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием5; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона6.

    4 ...как та смоковница проклятая... - Согласно Евангелию, Иисус Христос при входе в Иерусалим проклял смоковницу (фиговое дерево), не дававшую плодов.
    5 ...и закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием... Имеется в виду событие, связанное с осадой евреями ханаанского города Иерихона. Согласно Библии, стены Иерихона рассыпались от трубного звука и кликов осаждающих.
    6 ...Как Красное море фараона. - Предводимые пророком Моисеем, евреи бежали из Египта через Красное море, которое по воле бога Яхве расступилось и позволило беглецам перейти его. Преследовавший евреев фараон с египтянами вступил вслед за ним на дно морское, но был поглощен со всем войском сомкнувшимися водами.

Все это написал я, спасаясь от лица бедности моей, как рабыня Агарь от Сарры,7 госпожи своей.

    7 ...как рабыня Агарь от Сарры... - Согласно Библии, Сарра, жена Авраама, была бесплодна и предложила Аврааму взять на ложе рабыню Агарь. Та забеременела, начала ссориться с хозяйкой и была изгнана из дома.

Но видел, господине, твое добросердечие ко мне и прибег к всегдашней любви твоей. Ибо говорится в Писании: «Просящему у тебя дай, стучащему открой, да не отвергнут будешь Царствия Небесного»; ибо писано: «Возложи на Бога печаль свою, и тот тебя пропитает вовеки».

Ибо я, княже господине, как трава сорная, растущая под стеною, на которую ни солнце не сияет, ни дождь не дождит; так и я всеми обижаем, потому что не огражден я страхом грозы твоей, как оплотом твердым.

Не смотри же на меня, господине, как волк на ягненка, а смотри на меня, как мать на младенца. Посмотри на птиц небесных - не пашут они, не сеют, но уповают на милость Божию; так и мы, господине, ищем милости твоей.

Ибо, господине, кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне оно смолы чернее; кому Лаче-озеро, а мне, на нем живя, плач горький; кому Новый Город, а мне и утлы завалились, так как не расцвело счастье мое.

Друзья мои и ближние отказались от меня, ибо не поставил перед ними трапезы с многоразличными яствами. Многие ведь дружат со мной, опуская руку со мной в солонку, а в несчастье как враги обретаются и даже помогают поставить мне подножку; глазами плачут со мною, а сердцем смеются надо мной. Поэтому-то не имей веры к другу и не надейся на брата.

Не лгал мне князь Ростислав8 когда говорил: «Лучше мне смерть, нежели Курское княжение»; так и мужи говорят: «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете». Как и Соломон говорил: «Ни богатства, ни бедности не дай мне, Господи: если буду богат - гордостью вознесусь, если же буду беден - задумаю воровство или разбой...»

    8 Не лгал мне князь Ростислав... - Здесь Даниил передает слова переяславского князя Андрея Владимировича Доброго (Лаврентьевская летопись под 1139 г.), приписывая их сыну Юрия Долгорукого - Ростиславу.

Вот почему взываю к тебе, одержим нищетою: помилуй меня, сын великого царя Владимира9, да не восплачусь, рыдая, как Адам о рае; пусти тучу на землю убожества моего.

    9 ...сын великого царя Владимира... - по-видимому, речь идет о Владимире Мономахе.

Ибо, господине, богатый муж везде ведом - и на чужой стороне друзей держит, а бедный в своей стороне ненавидим ходит. Богатый заговорит - все замолчат и после вознесут речь его до облак; а бедный заговорит - все на него закричат. Чьи ризы светлы, тех и речь честна.

Княже мой, господине! Избавь меня от нищеты этой, как серну из сетей, как птицу из западни, как утенка от когтей ястреба, как овцу из пасти львиной.

Страница 2 >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru