Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Пер. Д. С. Лихачева

 

Повесть о разорении Рязани Батыем

    «Повесть о разорении Рязани Батыем», по мнению ученых, была создана в конце XIII - начале XIV вв., но стала известна по спискам XVI и XVII вв. Источниками ее были народные сказания, рязанская летопись, княжеский рязанский поминальник. Таким образом, повесть представляет собой своеобразный «свод» разножанровых произведений, оформленный автором в единое литературное произведение.

    В основе повести действительные трагические события - разгром и разорение Рязанского княжества монголо-татарскими полчищами.

В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа Николина из Корсуни1. Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый2 со множеством воинов татарских и стал на реке Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу3 Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому4, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтоб сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь Юрий Ингоревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингоревичем Муромским5, и за князем Глебом Ингоревичем Коломенским6, и за князем Олегом Красным7, и за Всеволодом Пронским8, и за другими князьями. И стали совет держать - как утолить нечестивца дарами. И послал сына своего князя Федора Юрьевича Рязанского9 к безбожному царю Батыю с дарами и мольбами великими, чтобы не ходил войной на Рязанскую землю. И пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли. Безбожный же, лживый и немилосердный царь Батый дары принял и во лжи своей притворно обещал не ходить войной на Рязанскую землю. И стал просить у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе. И некто из вельмож рязанских по зависти донес царю Батыю, что есть у князя Федора Юрьевича Рязанского княгиня из царского рода и что всех прекрасней она красотою телесною. Царь Батый лукав был и немилостив в неверии своем, распалился в похоти своей и сказал князю Федору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Федор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый разъярился и оскорбился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам, и других князей и воинов лучших поубивал.

    1 «Повести о разорении Рязани» предшествует сказание о перенесении чудотворной иконы Николы из Корсуни на Русь, в Рязань.
    2 Батый (Бату) (1208- 1255) - хан Золотой Орды, внук Чингисхана (ок. 1155- 1227). Возглавлял нашествие монголо-та- тар на Восточную Европу в 1236- 1243 гг. При нем возникло государство Золотая Орда.
    3 Юрий Ингоревич - сын рязанского князя Игоря Глебовича (ум. 1194), великий князь рязанский, погиб при нашествии Батыя в 1237 г.
    4 Ярослав и его брат Юрий - сыновья Всеволода Большое Гнездо. Ярослав Всеволодович (1191- 1246) - великий князь владимирский, отец Александра Невского. Юрий (Георгий) Всеволодович (1188- 1238) княжил во Владимире до него, погиб в битве с монголо-татарами на реке Сити 4 марта 1238 г.
    5 Давыд Ингоревич Муромский - в летописях не упоминается.
    6 Глеб Ингоревич Коломенский - некоторые исследователи полагают, что имеется в виду Роман Ингоревич - либо брат, либо племянник Юрия Ингоревича.
    7 Олег Красный - Олег Ингоревич (ум. 1258), сын Ингваря, брата Юрия Ингоревича, внук Игоря Глебовича, находился в плену у татар до 1252 г.
    8 Всеволод Пронский - вероятно, Всеволод Глебович Пронский, но по летописным данным он погиб в 1208 г.
    9 Федор Юрьевич Рязанский - этот князь, как и его жена Евп- раксия и их сын Иван, известны только по данной повести.

Но один из пестунов князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, уцелел и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина; и увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии, и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Федора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое - князя Ивана Федоровича, и как услышала она эти смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти. И услышал великий князь Юрий Ингоревич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, блаженного князя Федора, и других князей и что перебито много лучших людей, и стал плакать о них с великой княгиней и с другими княгинями и с братией своей. И плакал город весь много времени. И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство свое и расставлять полки. И увидел князь Юрий Ингоревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и мужественно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших. И от подымающихся на нас освободи нас, и сокрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия, если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли?1 Лучше нам смертью жизнь вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Вот я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича10». И пошел в церковь Успения11 Пресвятой Владычицы Богородицы. И плакал много перед образом пречистой Богородицы, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование княгине Агриппине Ростиславовне12, и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошли против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских. И напали на него, и стали биться с ними крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и необоримы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами. И увидел князь великий, что убит брат его, князь Давыд Ингоревич, и воскликнул: «О братия моя милая! Князь Давыд, брат наш, наперед нас чашу испил, а мы ли сей чаши не изопьем!» И пересели с коня на конь и начали биться упорно. Через многие полки Батыевы проезжали насквозь, храбро и мужественно сражаясь, так что все полки татарские подивились крепости и мужеству рязанского воинства. И едва одолели их сильные полки татарские. Здесь убит был благоверный великий князь Юрий Ингоревич, брат его князь Давыд Ингоревич Муромский, брат его князь Глеб Ингоревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы рязанские. Все равно умерли и единую чашу смертную испили. Ни один из них не повернул назад, но все вместе полегли мертвые. Все это навел Бог грехов ради наших.

    10 Ингварь Святославович - скорее всего, имеется в виду Ингварь Глебович, отец Юрия Ингоревича.
    11 Каменный рязанский Успенский собор.
    12 Агриппина Ростиславовна - видимо, мать Юрия Ингоревича.

Страница 2 >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru