Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Древнерусская литература

 

Повесть о Шемякином суде

    Эта повесть датируется XVII в. По мнению ученых, она возникла, видимо, на основе записей устных русских сказок. В то же время сюжет повести относят к так называемым «бродячим», т. е. кочующим из страны в страну. Однако «Повести о Шемякином суде» присущи черты именно русского национального быта и общественной жизни этого времени.

В некоем месте проживали два брата земледельца: один богат, другой убог и беден. Богатый ссужал много лет убогого, но не мог поправить скудости его.

По некотором времени приходит бедный к богатому просить лошадь - на чем бы себе дров привести. Брату же не хотелось давать лошадь и говорит ему: «Много тебе, брате, ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, он же, взяв, начал у него и хомут просить. И обиделся на него брат, начал поносить убожество его, говоря: «И того у тебя нет, что (даже) своего хомута». И не дал ему хомут.

Пошел убогий от богатого, взял свои дровни, привязал ко хвосту лошади, поехал в лес (за дровами) и привез (их) ко двору своему. И, забыв- выставить подворотню, ударил лошадь кнутом. Лошадь же изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала у себя хвост.

И привел убогий к брату своему лошадь без хвоста. И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего отчитывать, что лошадь, у него выпросив, испортил. И не взяв лошадь, пошел на него бить челом в город к Шемяке судье.

Брат же убогий, увидев, что брат его пошел на него бить челом, пошел и сам за братом своим, зная, что будут за ним из города посылать, а не идти, то будет пошлину за проезд приставам платить.

И приходят оба к некоему селу, не доходя до города.

Богатый пошел ночевать к попу того села, поскольку (был он) ему знаком. Убогий пришел к тому же попу, а придя, лег у него на полати. А богатый начал рассказывать о гибели своей лошади - чего ради в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, убогого же не позвали с собою есть. Убогий же стал с полатей смотреть, что поп с братом его едят, и сорвался с полатей на колыбель и придавил попова сына до смерти. Поп так же поехал с братом в город бить челом на убогого за смерть сына своего.

И приходят к городу, где жил судья. Убогий же за ними идет. Пошли через мост в город. Некто из жителей этого города вез рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, думая себе; что погибель ему будет от брата и от попа, умыслил себя смерти предать: бросился прямо с моста в ров, желая разбиться насмерть. Бросившись, упал на старика, придавил отца у сына до смерти. Его же схватили, привели к судье.

Он же размышлял, как бы ему напастей избавиться и судье что бы дать. И ничего у себя не найдя, придумал: взял камень, завернул в платок и положил в шапку, (с тем и) стал перед судьею.

Принес же брат его челобитную на него исковую в лошади и стал на него бить челом судье Шемяке.

Выслушал же Шемяка челобитную, говорит убогому: «Отвечай!» Убогий же, не зная, что говорить, вынул из шапки тот завернутый камень, показал судье и поклонился. Судья же надеялся, что убогий ему по делу посулил (взятку), говорит брату его: «Коль он лошади твоей оторвал хвост, ты у него лошади своей не бери до тех пор, (пока) у лошади вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время у него лошадь свою возьми».

И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, что сына у него придавил. Он же опять вынул из шапки тот же завернутый платок и показал судье. Судья же увидел и подумал, что по второму суду другой узел злата сулит, говорит попу: «Коль-де у тебя ушиб сына, (то) ты-де отдай ему свою жену попадью до тех пор, покамест у попадьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время и возьми у него попадью с ребенком».

Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru