Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Аввакум

 

Из «Жития» протопопа Аввакума (страница 2)

«А я по городам паки людей Божиих учия...»

<...> Царь на меня кручиноват стал: не любо стало, как опять я стал говорить, любо им, как молчю, да мне так не сошлось. А власти, яко козлы, пырскать стали на меня и умыслили паки сослать меня с Москвы, понеже раби Христовы многие приходили ко мне и, уразумевше истинну, не стали к прелесной их службе ходить. И мне от царя выговор был; «Въласти-де на тебя жалуются, церкви-де ты запустошил, поедь-де в ссылку опять». Сказывал боярин Петр Михайловичь Салътыков. Да и повезли на Мезень. Надавали было кое-чево, во имя Христово, люди добрые много, да все и осталося тут, токмо с женою и дет- ми и з домочадцы повезли. А я по городам паки людей Божиих учил, а их, пестрообразных зверей, обличал. И привезли на Мезень.

«Соединись с нами, Аввакумушко!»

Полтора года держав, паки одново к Москве възяли, да два сына со мною - Иван да Прокопей - съехали же, а протопопица и прочий на Мезени осталися все. И привезше к Москве, отвезли под начал в Пафнутьев монастырь1. И туды присылка была, - тож да тож говорить: «Долъго ли тебе мучить нас? Соединись с нами, Аввакумушко!» Я отрицаюся, что от бесов, а оне лезут в глаза! Скаску им тут з бранью з болшою написал и послал з дьяконом ярославским, с Козмою, и подьячим двора патриарша. Козма - та не знаю коего духа человек; въяве уговаривает, а втай подкрепляет меня, сице говоря: «Протопоп! Не отступай ты старова-тово благочестия; велик ты будешь у Христа человек, как до конца претерпиш; не гляди на нас, что погибаем мы!» И я ему говорил сопротив, чтоб он паки приступил ко Христу. И он говорит: «Нельзя, Никон опутал меня!» Просто молыть2, отрекся пред Никоном Христа, так же уже, бедной, не сможет встать. Я, заплакав, благословил ево, горюна: болши тово нечева мне делать с ним, ведает то Бог, что будет ему.

    1 Пафнутъев монастырь - около города Боровска Калужской области.
    2 молыть - сказать

Таже, держав десетъ недель в Пафнутьеве на чепи, взяли меня паки в Москву, и в Крестовой стязався власти со мною, ввели меня в соборной храм и стригли по переносе меня и дьяконе Феодора3, потом и проклинали, а я их проклинал сопротив. Зело было мятежно в обедню-ту тут! И, подеръжав на патриархове дворе, повезли нас ночью на У грешу к Николе в монастырь4. И бороду враги Божии отрезали у меня. Чему быть? Волъки-то есть, не жалеют овцы! Оборвали, что собаки, один хохол оставили, что у поляка, на лъбу. <...>

    3 Расстрижение Аввакума и дьякона Федора происходило 13 мая 1666 г. Дьякон Федор Иванов, один из видных деятелей старообрядчества, сожжен в Пустозерске вместе с Аввакумом.
    4 Никольский монастырь на Угреше, под Москвой.

«И царь приходил в монастырь...»

Держали меня у Николы в студеной полатке семнадцеть недель. Тут мне Божие присещение бысть; чти в Цареве послании, тамо обряшеши. И царь приходил в монастырь; около темницы моея походил и, постонав, опять пошел из монастыря. Кажется потому, и жаль ему меня, да уш то воля Божия так лежит. Как стригли, в то время велико нестроение вверху5 у них бысть с царицею, с покойницею: она за нас стояла в то время, миленкая; напоследок и от казни отпросила меня. О том много говорить. Бог их простит! Я своево мучения на них не спрашиваю, ни в будущий век. Молитися мне подобает о них, о живых и о преставль- шихся. Диявол между нами разсечение положил, а оне всегда добры до меня. Полно тово! И Воротынский6, бедной князь Иван, тут же без царя молитца приезжал: а ко мне просился в темницу, ино не пустили горюна; я лишо, в окошко глядя, поплакал на него. Миленький мой! Боится Бога, сиротинъка Христова: не покинет ево Христос! Всегда-таки он Христов да наш человек. И все бояря-те до нас добры, один дьявол лих. Что-петь зделаеш, коли Христос попустил! Князь Иван миленкова Хованъскова7 и 6атожьем били, как Исаию сожгли. А бояроню-то Федосью Морозову и совсем разорили, и сына у нея уморили, и ея мучат; и сестру ея Евдокею, бивше батогами, и от детей отлучили, и с мужем розвели, а ево, князь Петра Урусова, на другой-де женили. Да что-петь делать? Пускай их, миленких! Мучася, Небеснаго Жениха достигнут. Всяко-то Бог их перепровадит век сей суетный и присвоит к себе Жених Небесный в чертог свой, праведное солнце, свет, упование наше! Паки на первое возвратимся.

По сем свезли меня паки в монастырь Пафнутьев и там, заперши в темную полатку, скована держали год без мала. <...>

    5 во дворце
    6 Князь И. А. Воротынский, ум. 1679 г.
    7 Князь И. И. Хованский-Большой (1645 - 1701).

<<< Страница 1                        Страница 3 >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru