Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

Аввакум

 

Из «Жития» протопопа Аввакума (страница 5)

«Мой Христос не приказал нашим апостолом так учить...
...волею зовет Христос...»

Таже Пилат, поехав от нас, на Мезени достроя, возвратился в Москву. И прочих наших на Москве жарили да пекли: Исаню сожгли, и после Авраамия сожгли, и иных поборников церковных многое множество погублено, их же число Бог изочтет. Чюдо, как то в познание не хотят прийти; огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апастоли научили так? Не знаю. Мой Христос не приказал нашим апастолом так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но Господ ем ре- ченно ко апостолом сице: шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет. Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолом непокаряющихся огнем жечь и на висилицах вешать. Татаръской Бог Магмет написал во своих книгах сице: «Непокаряющихся нашему преданию и закону повелеваем главы их мечем подклонити». А наш Христос ученикам своим никогда так не повелел. И те учителя явны, яко шиши1 антихристовы, которые, приводя в веру, губят и смерти предают; по вере своей и дела творят таковы же. Писано во Евангелии: не может древо добро плод зол творити, ниже древо зло плод добр тво- рити, от плода бо всяко древо познано бывает. Да што много говорить? <...> Ну-тко, правоверие, нарцы2 имя Христово, стань среди Москвы, перекрестися знамением Спасителя нашего Христа пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе Царство Небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перъст, не разсуждай много! А я с тобою же за сие о Христе ум- рети готов. Аще я и несмыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в церкви, от святых отец преданная, свята и непорочна суть... А то удумали со дьяволом книги перепечатать, вся переменить, - крест на церкви и на просвирах переменить, в крещении явно духу лукавому молитца велят, - я бы им и с ним в глаза наплевал, - и около купели против солнца лукаво-ет их водит; такоже и церкви святя, против солнца же, и брак венчав, против солнца же водят, явно противно творят, - а в крещении и не отрицаются сатоны. Чему быть? - Дети ево: коли отца своево отрицатися захотят! Да что много говорить? Ох, правоверной душе! Вся горняя долу быша. Как говорил Никон, адов пес, так и зделал: «Печатай, Аръсен3, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому!» Так-су и зделал. Да болши тово нечем переменить. Умереть за сие всякому подобает. Будьте оне прокляты, окаянные, со всем лукавым замыслом своим, а стражушим от них вечная память 3-ж!

    1 лазутчики, соглядатаи
    2 нареки, назови
    3 Арсений Грек - монах, помощник Никона, переводчик и «справщик» (редактор) церковных книг и богослов, учился в Риме, Венеции, Падуе.

«Простите же и молитеся о мне...»

По сем у всякого правовернаго прощения прошу; иное было кажется, яро житие-то мне и не надобно говорить, да прочтох Деяния апостольская и Послания Павлова, - апостоли о себе возвещали же, егда что Бог сделает в них: не нам, Богу нашему слава. А я ничто ж есм. Рекох, и паки реку: «Аз есм человек грешник, блудник и хищник, тать и убийца, друг мытарем и грешникам, и всякому человеку лицемерец окаянной». Простите же и молитеся о мне, а я о вас должен, чтущих и послушаюфих. Болши тово жить не умею; а что зделаю я, то людям и сказываю; пускай Богу молятся о мне! В день века вси жо там познают соделанная мною - или благая, или злая. По аше и не учен словам, но не разумом; не учен диалектики, и риторики, и философии, а разум Христов в себе имам, яко ж и апостол глаголет: аще и невежда словом, но не разумом. <...>

<<< Страница 4

 

 

Рейтинг@Mail.ru