Главная >> Древнерусская литература. 6-9 кл. Пименова

 

 

 

 

«Житие»

 

Вопросы и задания

1. Протопоп Аввакум и его эпоха - что вы об этом знаете? Чем знаменательно правление «тишайшего» Алексея Михайловича? Что вы знаете о патриархе Никоне и его реформах?

2. Аввакум называет свое произведение - «житие». Жанр жития, как известно, предполагает повествование о жизни святого от рождения до кончйны и описание различных чудесных явлений, творимых Господом в ознаменование Божественной благодати, лежащей на этом человеке.

Как реализуются жанровые особенности житийной литературы в «Житии» протопопа Аввакума? В чем вы видите отличие данного «Жития» от других произведений этого жанра (например, Бориса и Глеба, Сергия Радонежского)?

3. Подготовьте краткий пересказ биографии протопопа Аввакума. Какие черты автобиографии характерны для «Жития»?

Покажите духовную мощь протопопа Аввакуума, его высокие нравственные идеалы.

4. Обратите внимание на начало «Жития». О какой конкретной помощи просит протопоп Аввакум у Бога?

Покажите, что обращение к Богу героев древнерусской литературы перед началом большого, жизненно важного дела является не только традицией, но и душевной и духовной потребностью.

*5. Самостоятельная работа.

Сделайте дома самостоятельно перевод одного из следующих отрывков «Жития» на современный русский язык:

«Твой корабль» (данный текст поделите примерно на две равных части и сделайте перевод любой из них), «Соединись с нами, Аввакумушко!», «И царь приходил в монастырь...», «...со отступниками не соединюся!»

Прочитайте вслух в классе свои переводы, обсудите и внесите в них исправления. Теперь сравните свой отредактированный перевод с оригиналом. Подумайте: что приобретает и что утрачивает текст при переводе?

6. Отмечая особенности стиля своего «Жития», Аввакум (в первой редакции «Жития») писал: «...люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».

Переведите эти слова на современный русский язык.

Попробуйте на основе этого высказывания Аввакума сделать предварительные выводы о некоторых чертах личности Аввакума, о его отношении к Родине, красоте русского языка, к своему произведению, осознанию собственных творческих возможностей.

Подтвердите примерами из текста, что речение (изложение) протопопа Аввакума действительно просто, незатейливо, очень близко к обыденной речи.

7. Прочитайте еще раз отрывок «Твой корабль». Докажите, что Аввакум с молодых лет с большой ответственностью и сердечным рвением относился к своим обязанностям священнослужителя (приведите строки из текста).

Что за корабль узрели «сердечные очи» Аввакума?

8. Как рассказывает протопоп о своих убеждениях? (Перечитайте отрывки «Бог отверз грешные мое уста и посрамил их Христос!», «Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить...») Как проявляется здесь бунтарский, мятежный дух Аввакума?

9. Идейные противники не щадили Аввакума, подвергая его нечеловеческим пыткам и жесточайшим моральным унижениям, однако они же, по словам самого Аввакума, жаловались, что протопоп замучил их. Как вы считаете, есть ли доля истины в таком утверждении?

10. Приведите примеры по тексту «Жития» и письмам Аввакума к боярыне Морозовой: а) суровой требовательности Аввакума к своим духовным единомышленникам; б) удивительного соединения в личности протопопа, казалось бы, несоединимого: страстного разоблачения идейных противников и искренней жалости к своим мучителям; нежной любви к близким и спокойного отношения к их физическим страданиям, бунтарского духа неповиновения и кроткого терпения своих мытарств, проповеди смирения и гордого убеждения в своей правоте.

11. Прочитайте фрагменты поэмы «Протопоп Аввакум» известного русского поэта М. Волошина (1877- 1932). Покажите близость поэмы по содержанию и стилю к «Житию» Аввакума.

С какими новыми эпизодами из жизни Аввакума вы познакомились? Как они могут дополнить литературный портрет Аввакума?

*12. Как решается в «Житии» протопопа Аввакума проблема внутренней свободы личности в нечеловеческих условиях заключения?

*13. Что нового внесло «Житие» в русскую литературу в плане изображения человеческой личности?

    Знаком * помечены задания повышенной трудности.

 

 

Рейтинг@Mail.ru