Главная >> История России. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 2. Древнерусское государство

 

§ 11. Язычество и христианство в Древней Руси (окончание)

Крещение Руси

Согласно «Повести временных лет», вернувшись в Киев из Корсуня, Владимир «повелел ниспровергнуть идолов: одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его жезлами... И притащив, кинули его в Днепр...».

Затем летописец повествует о том, как по зову князя с превеликой радостью крестились киевляне. Да и в остальных землях обращение к новой вере проходило без особых эксцессов. Эту точку зрения поддерживают и некоторые современные авторы.

В то же время в трудах многих историков (В. Н. Татищева, С. М. Соловьёва и др.) говорится о насильственном крещении. Так, под 989 г. Новгородская первая летопись сообщает, как пришёл к Новгороду посланный Владимиром «архиепископ Аким Корсунянин и требища разрушил и Перуна посече, и повелев сбросить в Волхов».

Согласно так называемой Иоакимовской летописи, отрывки из которой сохранились лишь в сочинении В. Н. Татищева, крестить Новгород Владимир отправил епископа Иоакима в сопровождении своего дяди Добрыни и тысяцкого Путяты. Когда новгородцы узнали об этом, то собрали вече, на котором поклялись не пускать киевлян в город, не давать идолов на посрамление. Некий волхв Богомил и тысяцкий Угоняй уговаривали людей защищать старую веру. Народ разгромил дом Добрыни, убил его жену и родственников. Путяте удалось по реке незаметно переправить на Софийскую сторону воинов. Угоняй и его люди были схвачены. Узнав об этом, новгородцы устроили с отрядом Путяты «злую сечу». На помощь ему поспешил Добрыня. Его люди подожгли Новгород. Горожане, побросав оружие, бросились тушить свои дома. После пожара знатные новгородцы пришли к Добрыне просить мира. Добрыня велел сокрушить идолов, а новгородцев принудил креститься силой. С тех пор в Новгороде бытует поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём».

В. Л. Янин, тщательно изучив текст Татищева, пришёл к выводу о наличии в летописи «отдельных реалистических деталей, находящих археологическое подтверждение». Археологи обнаружили следы мощного пожара, датированного 989 г. Также были найдены спрятанные в это время клады серебряных монет общим весом в 1,5 кг. Владельцы их, видимо, погибли в битве с войском Добрыни.

И. Я. Фроянов указывает, что Русь в тот период представляла собой своеобразную конфедерацию отдельных земель, и крещение в каждой из них проходило по-разному. Но всё же чаще оно проходило мирно, поскольку «князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли». Что касается Новгорода, то, по мнению Фроянова, борьба 989 г. была не столько религиозная, сколько политическая. Эту же мысль поддерживает А.Г. Кузьмин, обращая внимание на то, что решение о неприятии христианства было вынесено вечем и очаг противодействия «скрывался на Софийской стороне, то есть там, где находились главные административные, управленческие центры города. Сопротивление возглавил сам тысяцкий — высшее должностное лицо, представляющее институт самоуправления».

В целом процесс христианизации Руси занял достаточно широкий временной отрезок. Так, в землях вятичей христианство утвердилось лишь в XII в. в результате военных походов Владимира Мономаха.

Проблема двоеверия

Христианство стало государственной религией Древней Руси. Однако язычество не исчезло, а перешло на уровень неофициальных народных верований. Чтобы подчеркнуть взаимодействие и взаимовлияние христианских и языческих традиций, в историографии утвердился термин «двоеверие».

Как правило, под двоеверием понимается религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Предметом дискуссии является вопрос: что превалировало в мировоззрении древнерусского населения — христианская религия или традиционные языческие верования? Часть исследователей настаивают на доминировании язычества, другие отдают предпочтение христианству, хотя и допускают существование языческих элементов в повседневной бытовой культуре.

О том, что двоеверие было не редкостью на Руси, свидетельствуют христианские проповеди — «слова» и «поучения» — против язычества, предназначенные для прихожан церквей. Предметом гневной критики проповедников выступает вовсе не почитание языческих богов (очевидно, это было редко встречаемое явление), а соблюдение христианами языческих праздников и обрядов, часть которых сопровождалась действиями, не соответствующими нормам христианского поведения: шумным весельем, песнями, плясками, хороводами, музыкой. Неприятие вызывало почитание разнообразных «бесов»: домовиков, леших, водяных и пр., а также обращение за помощью к волхвам, кудесникам, знахарям. Все эти явления были широко распространены и в XVI в., о чём говорится, в частности, в известном документе того времени — «Стоглаве».

Ещё дореволюционные историки (А. П. Щапов, М. Н. Гальковский) отмечали, что все перечисленные священниками «языческие отступления» касались той стороны жизнедеятельности человека, отражение которой новообращённые христиане не могли найти в постулатах православия. Человеку, привыкшему следовать вековым традициям, необходимо было глубокое осознание важности новой модели поведения, иначе он будет просто повторять привычные действия. Для того чтобы переломить ситуацию, необходима была реальная просветительская деятельность, которая в Древней Руси практически отсутствовала.

Современный знаток проблемы А. В. Карпов обращает внимание на роль государства в деле формирования двоеверия. «Ни князь Владимир, ни его потомки никогда не боролись с верой в домовых, водяных и леших или с весенне-летними аграрными ритуалами. Эти «низовые», традиционно-бытовые верования были не подконтрольны государству, и оно почти не вмешивалось в эту сферу, не имея «механизмов контроля и управления» данной областью религиозной жизни. Поэтому низшая мифология и верования магического типа оставались «по ту сторону» борьбы христианства и язычества...».

Исследователь славянского фольклора Е. Г. Аничков обратил внимание на экономические факторы формирования двоеверия. Так как в Древней Руси духовенство не имело собственной земли и хозяйства, его материальное обеспечение зависело от подношений паствы. Поэтому священникам приходилось придавать отправлению треб (священнодействий, обрядов и молитвословий, которые совершаются по требованию верующих) характер языческих приношений. Совершая крещение, венчание, отпевание, служитель церкви получал от прихожанина натуральное вознаграждение, которое в языческие времена являлось жертвой божествам.

Современные православные священнослужители, в частности патриарх Кирилл, подчёркивают, что введение христианства на Руси осуществлялось по сравнению с западноевропейскими странами более мягким путём. Священники, понимая тщетность насильственного насаждения религии, обычно не стремились огнём и мечом изничтожать языческие обряды, старались использовать их отдельные элементы, вкладывая в них христианское содержание. В частности, православные храмы зачастую строились на местах бывших языческих святилищ, святых рощ и т. п.

Народ в свою очередь стал приспосабливать новую религию к привычному жизненному укладу и мировосприятию. Так, происходит отождествление христианских святых с языческими божествами: Ильи Пророка с Перуном, святого Николая или святого Власия с Велесом. Имя святой Параскевы оказалось связанным с водной стихией, а у святого Пантелеймона просят помощи в исцелении болезней. Названия языческих праздников постепенно заменялись на христианские. Вместо коляд появились Святки, вместо ярилок и русалий — Иванов и Петров дни, вешнюю тризну заменила Радоница. В связи с этим некоторые историки считают несостоятельным употребление термина «двоеверие», предлагая заменить его понятием «народное христианство».

Проверяем себя

1. Каковы особенности языческих верований восточных славян?

2. Какие события в религиозной жизни Руси предшествовали её Крещению в 988 г.?

3. Почему среди идолов, составляющих пантеон богов, не оказалось Велеса?

4. Между какими религиями, согласно легенде, совершал выбор князь Владимир? Почему он выбрал восточную версию христианства?

5. Каковы обстоятельства принятия Владимиром христианства?

6. Каково значение принятия христианства на Руси?

7. Что такое двоеверие? Каковы причины существования двоеверия на Руси?

Думаем, обсуждаем

1. Каковы основные отличия древнерусского язычества от древнегреческого?

2. Проанализируйте дискуссию, ведущуюся в исторической науке, о появлении первых христиан на Руси. Какая из точек зрения кажется вам наиболее предпочтительной? Приведите аргументы в её защиту.

3. Используя дополнительную информацию, составьте план проведения в классе дискуссии «Выбор князя Владимира».

4. Согласны ли вы с утверждением, что выбор веры князем Владимиром был выбором цивилизационной альтернативы?

5. Подготовьте сообщение о жизни князя Владимира до и после принятия христианства. Что изменилось в ней?

6. Подготовьте реферат «Язычество и христианство в русской социокультурной традиции».

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Какие аргументы вы можете привести за или против точки зрения, высказанной автором книги? Приведите примеры, доказывающие правильность или неправильность данного утверждения.

Документ
Из книги Н.И. Толстого «Религиозные верования древних славян»

Язычество и его элементы не следует воспринимать как нечто совершенно чуждое христианству, как его антипод во всех отношениях и компонентах. Язычество... в течение веков, ещё в дохристианскую пору, эволюционировало и во многом сохраняло наслоения разных периодов.

2. Проанализируйте представленный документ. Можно ли согласиться с утверждением некоторых историков, что византийский писатель подчёркивал сходство славянских верований с христианским учением и их отличие от язычества? Аргументируйте свой ответ.

Документ
Прокопий Кесарийский о верованиях восточных славян

Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и им когда вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тот час же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания.

3. Составьте и заполните таблицу «Языческие божества восточных славян». Элементы таблицы определите самостоятельно.

4. Используя текст учебника и дополнительную литературу, составьте и заполните обобщающую таблицу «Дискуссионные проблемы по вопросам принятия христианства на Руси». Элементы таблицы определите самостоятельно.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

Информация о рекламе

 

Рейтинг@Mail.ru