Главная >> История России. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 4. Российская империя

 

§ 39. Церковь, общество, государство России в XVII—XIX вв. (окончание)

Конфессиональная политика и межконфессиональные отношения

Основным направлением государственной конфессиональной политики в XVII—XIX вв. оставалась всемерная поддержка Русской православной церкви. В допетровской Руси без совета (пусть даже формального) с высшими иерархами не принималось ни одно важное решение. Преступления против церкви были равносильны преступлениям против государства.

Документ
Из Свода законов уголовных. XIX в.

«За умышленное похудение Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы Марии, Честнаго Креста или святых угодников виновные подвергаются лишению всех прав состояния, наказанию кнутом и ссылке в Сибирь».

При Петре I в рамках общего курса на ограничение влияния церкви были ограничены полномочия церковного суда, священнослужители рассматривались царём как проводники государственной линии среди прихожан. Упразднение патриаршества (1721), учреждение Синода и принятие Духовного регламента (1721), введение поста обер-прокурора (1722) привели к тому, что Русская православная церковь фактически оказалась в полном подчинении у светской власти.

Документ
Из указа Петра I о введении должности обер-прокурора Святейшего Синода. 1722 г.

«Обер-прокурор повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко, дабы Синод свою должность хранил и во всех делах, которые к синодскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам управлял... что всё записывать повинен в свой журнал; также накрепко смотреть, чтоб в Синоде не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись. Также должен накрепко смотреть, дабы Синод в своём звании праведно и нелицемерно поступал. А ежели увидит противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Синоду явно, с полным изъяснением, в чём они или некоторые из них не так делают, как надлежит, дабы исправили. А ежели не послушают, то должен в тот час протестовать, и оное дело остановить, и немедленно донесть Нам».

Вместе с тем, как фактический глава церкви, Пётр I заботился и о том, чтобы эта опора власти была сильной и численность православного населения росла. В 1713 г. он издал указ, по которому подлежали крещению в течение полугода те помещики — «басурманы магометанской веры», в поместьях и вотчинах которых были закреплены православные крестьяне. Ряд указов Петра I был направлен на поощрение христианизации мусульманского населения. Лица, принявшие крещение, получали трёхлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе. Однако, несмотря на это, из числа мусульман Поволжья в православие в тот период перешло лишь 2 тыс. человек.

Анна Иоанновна для активизации миссионерской деятельности создала Комиссию для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев (1731), а в 1740 г. — Контору новокрещенских дел для христианизации мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Согласно указу, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 к. до 1,5 р. (стоимость 1 фунта лучших сортов мяса составляла тогда 3 к., а обычного — 2 к. Целый откормленный баран стоил 1 р. 65 к.)- Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Мурзам выдавались серебряный крест и более дорогие вещи. Новокрещенцы освобождались на три года от налогов и повинностей. Указ запрещал насильственное обращение в христианство, что не мешало местным светским и религиозным властям силой вынуждать мусульман креститься. Однако все эти меры привели в лоно христианства лишь 8,5 тыс. мусульман Поволжья.

При Елизавете Петровне на 14 лет было запрещено строительство новых мечетей.

Лишь Екатерина II ослабила религиозные притеснения и насильственное обращение в православие. В 1773 г. она подписала указ о веротерпимости, согласно которому все религии в стране получили право на существование. В 1788 г. она разрешила создание в Уфе мусульманского Духовного собрания во главе с муфтием (первым муфтием был утверждён Мухаммаджан Хусаинов). Мусульманским священникам государство отныне платило жалованье. Однако, как и в случае с Русской православной церковью, Духовное управление должно было, кроме строительства и ремонта мечетей, регистрации браков, смертей и т. д., заниматься также надзором за деятельностью мусульманского духовенства и благонадёжностью мусульманского населения.

В 1831 г. Николай I учредил Таврическое магометанское духовное правление с центром в Симферополе, а затем специальным указом предписал верующим разных конфессий строго соблюдать религиозные каноны.

Документ
Из указа императора Николая I. 1833 г.

«Все мусульмане России должны выполнять все требования своей религии, строго выполняя её догматы. Вероотступников наказывать следующими тремя способами: первый раз — розгами, второй раз — палками и третий раз — нагайками».

В период Кавказской войны 1817—1864 гг. в ряде регионов Северного Кавказа оформилось движение горцев под лозунгом «священной войны против неверных» (джихад, газават). Его идейной основой стал мюридизм.

Присоединение к России Средней Азии повлекло за собой серию царских указов, в которых подчёркивались незыблемость мусульманской веры и почитание святынь. Однако духовных мусульманских управлений на Кавказе и в Средней Азии центральная власть создавать не стала. В 1886 г. была проведена секуляризация земель мусульманского духовенства Средней Азии, в ходе которой изъятые земли были объявлены собственностью декхан (крестьян).

Присоединение к России Лифляндии и Эстляндии вызвало усиление немецко-балтийского влияния при дворе. Неизбежной стала в этих условиях и активизация лютеранской церкви в Петербурге, ибо большинство представителей дворцовой знати сохраняло прежнее вероисповедание. Во многом их усилиями на протяжении всего XVIII и XIX вв. в западных губерниях страны удалось сохранить господствующее положение лютеранской церкви.

Иудеям великие князья, а затем и цари запрещали селиться в России. С включением в состав России восточных районов Речи Посполитой в ходе трёх её разделов (1772, 1793 и 1795 гг.) началось активное распространение в России иудейского вероисповедания, так как численность еврейского населения страны сразу составила 676 тыс. человек.

С начала XIX в. передвижение иудеев по стране и места их проживания были ограничены «чертой оседлости» (крещёных евреев эти ограничения не касались). Иудеи совершали молитвы в синагогах и молитвенных школах. На каждые 30 домов приходилась одна молитвенная школа, а на каждые 80 домов — синагога. В ходе реформ 60—70-х гг. XIX в. было разрешено устраивать молельни и вне черты оседлости, но для этого необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога. Впоследствии многие были открыты также в Москве и Киеве. Духовными делами иудеев в России занималась раввинская комиссия, которая была высшим совещательным органом по делам иудеев при Министерстве внутренних дел. При синагогах имелись религиозные школы (к концу XIX в. их было 17 тыс. и в них обучались 300 тыс. мальчиков).

Присоединение белорусских и литовских земель к России вызвало и усиление влияния католической церкви. В 1798 г. Павел I создал Департамент римско-католического вероисповедания. Николай I в 1847 г. заключил конкордат с Ватиканом, согласно которому папа римский признавался главой католиков России, в дополнение к шести имевшимся католическим епархиям создавалась седьмая — Херсонская. В Петербурге была открыта католическая Духовная академия. Однако после активного участия римско-католического духовенства в Польском восстании 1863—1864 гг. действие конкордата было прекращено (1866).

Большую тревогу властей в 20—30-е гг. XIX в. вызывало значительное усиление позиций старообрядчества. Оно было связано главным образом с попытками не только модернизации обрядов, но и собственного прочтения самого христианского вероучения. Принятые жёсткие меры не дали результата. После легализации старообрядчества в годы реформ 1860—1870-х гг. оказалось, что в расколе находилось от 12 до 14 млн человек, т. е. каждый пятый представитель русского населения.

О буддизме в Древней Руси стало известно ещё по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф (в его житие попали элементы жизнеописания Будды) стал христианским святым. С присоединением к России Нижнего Поволжья и Сибири наша страна превратилась не только в один из буддийских религиозных центров, но и в один из крупнейших мировых центров изучения буддизма.

Таким образом, формирование в России абсолютной монархии шло рука об руку с превращением церкви в её важный инструмент. По мере расширения пределов империи всё более сложным становился конгломерат конфессий, учитывать интересы которых должна была центральная власть. Однако никогда никакие иные конфессии, помимо православия, не имели в России приоритетного, особого, системообразующего значения не только для власти, но и для общества в целом.

Проверяем себя

1. С какого времени многоконфессиональность стала одной из особенностей нашей страны?

2. Почему именно византийский вариант христианства был принят на Руси в X в.?

3. Когда впервые на территории нашей страны распространился ислам? Существует мнение, что Россия может по праву считаться одним из центров не только православия, но и ислама. На чём оно основано?

4. В каких районах на территории нашей страны впервые появился иудаизм как государственная религия? С чем это было связано?

5. В каких районах современной России и какими народами исповедуется буддизм? Где и когда впервые появилась эта религия на территории Российского государства?

6. Что такое двоеверие? К какому времени относится этот феномен?

Думаем, обсуждаем

1. Какие последствия имела христианизация Руси? Напишите эссе на эту тему.

2. Как складывались отношения Русской православной церкви и государства на разных этапах истории Руси? Выделите периоды в развитии государственно-церковных отношений. Составьте на этой основе таблицу.

3. Как строились отношения власти с другими конфессиями в XVI—XIX вв.? Материалы отразите графически.

4. Чем можно объяснить изменение роли Русской православной церкви в жизни России в XVII—XIX вв.?

5. Охарактеризуйте попытки самодержавной власти, предпринимаемые в XVII—XVIII вв., поставить церковь в России под свой контроль. Какую роль в этом сыграла секуляризация церковных земель? В чём вы видите особенности этого процесса в XVII в.? в XVIII в.? Покажите эти изменения в схеме.

6. Как изменилась конфессиональная политика государства в XIX в.? Чем можно объяснить это изменение?

Работаем с источниками, выполняем задания

1. В Своде законов Российской империи (1832) было записано, что «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия». Как вы это понимаете? В каких странах Европы монархи были главой церкви? Данные отразите в таблице.

2. Представьте подробный комментарий документа.

Документ
Из работы Н.И. Толстого «Религиозные верования древних славян»

Образно говоря, в народном фольклорном представлении небо оказалось занятым силами небесными, праведными и божественными преисподняя, подземный мир, болота, ямы и овраги — силами нечистыми и тёмными, а земля — место борьбы двух миров и начал, и человек и его душа — средоточие этой борьбы. Силы эти всё же не равноправны и не равновелики, ибо воля Божья и промысел Божий господствует над всем и определяет всё. Такое народное христианское мировоззрение, типичное для славян обеих конфессий — православной и католической, нельзя считать и называть двоеверием, поскольку оно цельно и представляет собой единую систему верований.

3. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т. п.) динамику отношений государства и церкви в России в XVII— XIX вв. Прокомментируйте полученные данные.

4. Напишите мини-сочинение на тему «Патриарх Гермоген: человек, пастырь, патриот».

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

Информация о рекламе

 

Рейтинг@Mail.ru