Главная >> История России. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 2. Древнерусское государство

 

§ 6. Образование Древнерусского государства: современные дискуссии (продолжение)

Характер Древнерусского государства в IX—X вв.

Характер Древнерусского государства с течением времени менялся. В IX—X вв. оно представляло собой объединение различных земель-княжеств, общим главой которых был киевский князь, хакан, выходец из рода русского. Первоначально порядок перехода власти после смерти одного князя к другому не был чётко определён. Впоследствии, как считают некоторые историки, русы, являясь представителями племён, имеющих устойчивые традиции кровнородственных связей, привнесли в древнерусскую государственность наследственный принцип передачи киевского престола.

В некоторых племенах сохранялись местные князья, например у древлян, кривичей, радимичей и др. Племенные власти обладали значительной внутренней самостоятельностью. В вопросах внешней политики они подчинялись Киеву, но при этом местные князья были активными участниками всех крупных внешнеполитических акций Древнерусского государства. Так, они участвовали в составлении русско-византийских договоров при Олеге и Игоре, их послы сопровождали княгиню Ольгу в Константинополь. Примечательно, что договоры с греками Олег заключал не только от имени «великого» князя киевского, но и «великих», «светлых» князей, «под Олгом сущих».

В дальнейшем статус племенных князей понижается. В договоре Игоря с Византией (944) в качестве «великого» фигурирует лишь князь киевский, остальные именуются просто князьями.

Киевский князь заключал с местной властью своеобразный договор об условиях союза, которые сводились к нескольким принципиальным моментам.

Прежде всего устанавливалось право киевского князя на дань, которая собиралась путём полюдья. Уплата дани и являлась внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций. Дань не платили только поляне.

Договор обязывал киевского князя обеспечивать защиту подвластных ему земель. Местные князья должны были поставлять Киеву воинское ополчение в случае проведения серьёзных внешнеполитических акций.

Наличие договора означало признание власти князи народом и обеспечивало ему возможность управлять огромным государством. Но если князь нарушал условия договора, то мог за это жестоко поплатиться. Так, в 945 г. древлянами был убит киевский князь Игорь, который по настоянию дружины второй раз отправился за данью в древлянскую землю.

Однако союз киевских князей с подвластными племенами был непрочным. Местные князья стремились при любом удобном поводе вернуть независимость. Так, князь Игорь в начале своего правления возвратил под «свою руку» древлян, которые, воспользовавшись смертью Олега, отделились от Киева. Войну с древлянами вела и княгиня Ольга. Владимир начал своё княжение с походов против вятичей и радимичей, которые после гибели Святослава перестали платить дань Киеву.

Конец X в. стал временем завершения формирования территориальной структуры Древнерусского государства и укрепления власти киевского князя. Эта тенденция просматривается уже в деятельности княгини Ольги. Она упразднила полюдье, постепенно заменив его централизованным сбором фиксируемой дани — налога.

Уплата дани киевскому князю. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Древняя Русь в конце X—XI в.

Новый решающий шаг в укреплении центральной власти сделал Святослав. В его договоре с византийским императором вообще нет упоминаний о племенных князьях. Речь идёт о «великом князе русском» Святославе, его воеводе Свенельде, «болярах» и всех остальных, объединённых общим понятием «Русь». Святослав ввёл в древнерусскую политическую практику новое начало. Отправляясь в поход на Дунай, он оставил своим наместником в Киеве старшего сына — Ярополка; второго сына — Олега отправил в древлянскую землю; третьего сына, рождённого от рабыни, Владимира, с дядей его Добрыней отпустил в Новгород. Очевидно, он передал наместникам право сбора дани для Киева.

Дело, начатое Святославом, завершил Владимир. Ему удалось присоединить к Киеву юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцк) земли. Принятие при Владимире христианства в качестве государственной религии значительно усилило власть киевского князя.

Владимир окончательно ликвидировал местные княжения, посадив в главных городах наместников — своих многочисленных сыновей.

Они отправлялись на места со своей дружиной, и кормились за счёт даней и разных поборов с населения, посылая часть дани великому князю в Киев. Так, Ярослав, посаженный Владимиром в Новгороде, отсылал ему «уроком» 2 тыс. гривен в год, а 1 тыс. гривен раздавал находящейся с ним дружине.

В это же время начинает формироваться так называемая лествичная система передачи власти, основанная на принципе старшинства. Киевский престол в случае смерти великого князя занимал старший в роду Рюриковичей — обычно следующий за ним по старшинству брат или старший сын, который сидел во втором по значению городе Руси (как правило, в Новгороде). Это влекло за собой передвижение и всех остальных князей- наместников. В Новгород из своей волости отправлялся третий по возрасту брат, его место занимал следующий в роду и т. д.

<<< К началу параграфа                               Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru