Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

 

§ 1. Россия в мировой экономике и политике начала XX в. (окончание)

Русско-японская война 1904—1905 гг.

Первой для России войной в новом веке стала война с Японией.

Это была первая полномасштабная война на Дальнем Востоке, которую вела великая мировая (но в первую очередь европейская) держава. Не считая японскую армию и особенно флот равными себе по силе и боевому искусству, русское командование допустило стратегический просчет. Военные планы России были составлены в традициях полувековой давности, да и то с учетом специфики военных операций в Европе. К тому же трехкратное преимущество японцев в боевой силе, использование их флотом новейших образцов боеприпасов, а также тщательный анализ японским главным штабом всех боевых операций русской армии привели к печальному для России результату. Не последнюю роль сыграла помощь и поддержка, которую оказывали Японии другие противники России.

В итоге вся война с Японией стала чередой военных неудач России. В первый же день войны, 27 января 1904 г., атака японских миноносцев вывела из строя три крупных русских корабля в Порт-Артуре. Правда, японцы не смогли выполнить задачу внезапного уничтожения всей порт-артурекой эскадры.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

31 марта во время выхода для сражения русской эскадры из Порт-Артура на мине подорвался русский флагман, на котором находился командующий 1-й Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров. 28 июля 1904 г. при попытке эскадры прорваться из Порт-Артура погиб исполняющий обязанности командующего флотом контр-адмирал В.К. Витгефт и почти весь его штаб. 20 декабря 1904 г. после многомесячной героической обороны Порт-Артура крепость капитулировала. Остававшиеся на плаву русские корабли были затоплены.

Эпизод сражения под Мукденом. Плакат времен Русско-японской войны

Бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой. С открытки 1904 г.

Неудачи преследовали и русскую сухопутную армию. В условиях численного и технического превосходства японской армии, а также невозможности быстрой переброски из центральной России дополнительных сил и средств командующий русской Маньчжурской армией А.Н. Куропаткин (считавшийся в Европе одним из лучших стратегов) придерживался тактики последовательного отступления с целью наращивания численного превосходства над противником. Идея «бережения» армии хотя и привела к крупным поражениям (август 1904 г. под Ляояном), тем не менее значительно обескровила и японцев.

В Маньчжурии впервые в истории войн образовался сплошной фронт протяженностью свыше 60 км. В феврале 1905 г. японские войска перешли в наступление в районе города Мукден. В результате ожесточенного двухнедельного сражения русские войска потерпели поражение. Маньчжурская армия, понеся большие потери (89 тыс. человек), отошла на заранее подготовленные позиции. Однако и японская армия была сильно истощена (более 70 тыс. убитых и раненых) и не способна более к наступательным операциям.

В течение всей войны активно действовал Владивостокский отряд крейсеров. Его задачей стала оборона крепости с моря, нарушение морских коммуникаций противника, пресечение попыток поставки грузов для Японии английскими судами. Зимой 1904—1905 гг. из Кронштадта во Владивосток было переброшено 13 подводных лодок, активные действия которых во многом способствовали предотвращению захвата Владивостока японцами.

Последним аккордом войны стала гибель в Цусимском сражении в мае 1905 г. 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З.И. Рожественского, совершившей беспримерный поход из Балтийского моря в Тихий океан.

От полного и сокрушительного поражения Россию спасли мужество и героизм русских солдат и матросов. Подвиг экипажей легендарного крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», принявших неравный бой с японским флотом в районе корейского города Чемульпо, стал легендой не только российской истории. Плененные русские герои были удостоены воинских почестей даже командованием противника, восхищенным их мужеством и верностью воинскому долгу. Но эти проявления мужества так и не смогли изменить общей ситуации на фронте.

США, опасавшиеся окончательного поражения России и связанного с этим усиления позиций Японии, выступили посредником в переговорах о мире. Англия и Франция, добившиеся ослабления России, также не желали продолжения этой войны.

23 августа 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор между Россией и Японией. Россия признавала за Японией преобладающие интересы в Корее, уступила Японии аренду Ляодунского полуострова, часть железной дороги со всем имуществом, а также южную половину Сахалина.

Война с Японией показала резко возросшую роль военной и стратегической разведки. Она же стала первым сигналом о том, что Генштаб России оперирует в планировании и проведении боевых операций категориями середины XIX в. без учета той специфики, которая проявилась в войнах начала XX в. Россия плохо подготовилась к войне с дипломатической точки зрения — у нее не оказалось союзников, значительную часть своих вооруженных сил она вынуждена была держать в Европейской России. Почти все великие державы оказывали поддержку Японии, обеспечивая ее финансами, военной техникой, разведывательными данными. Наконец, Россия была не подготовлена к войне идеологически. Куронаткин писал: «Японская армия была патриотично настроена, она чувствовала поддержку всей нации, все чины армии сознавали огромную важность начатой борьбы». Русская же нация не сплотилась идейно вокруг необходимости победы. «Шапкозакидательские» настроения в начале войны оборачивались глубоким разочарованием, раздражением и озлоблением против «бездарных» властей по мере поступления вестей о поражениях русской армии и флота. Эти настроения стали катализатором революции 1905—1907 гг.

Подведем итоги

Вступая в новый, XX век, Россия должна была в короткий срок пройти дистанцию большого исторического масштаба: завершить индустриальную модернизацию, обновить социальные и политические отношения, найти достойный ответ на новые внешние вызовы. Замедление на этом пути создавало угрозу стабильности в самом российском обществе и порождало возможность утраты геополитических позиций, устанавливавшихся веками.

Проверяем себя

1. С чем связано ускорение процесса урбанизации в России в начале XX в.? Свою точку зрения аргументируйте.

2. С чем связано отставание российской промышленности от промышленности западных держав? Свою точку зрения аргументируйте.

3. Охарактеризуйте политическую систему России в начале XX в. Чем она отличалась от политических систем других стран Европы?

4. В чем вы видите особенности формирования политических партий в России по сравнению с аналогичными процессами в странах Западной Европы?

5. Каково было внешнеполитическое положение России в начале XX в.? С какими странами Россия состояла в союзе и почему?

Думаем, обсуждаем

1. Оцените преимущества большой территории России для развития ее экономики и возможные отрицательные последствия этого же фактора для ее экономического развития. Составьте схему.

2. Найдите примеры, иллюстрирующие изменения социальной политики государства в этот период. Что предпринималось для решения социальных проблем населения? Сделайте презентацию.

3. Сравните экономические показатели России и крупнейших европейских государств, а также США. Сопоставьте их. Представьте информацию в виде диаграммы по выбранным критериям сравнения. Какие можно сделать выводы?

4. Используя дополнительную информацию, определите, каковы положительные и отрицательные последствия развития промышленности для традиционно сельскохозяйственных регионов России. Составьте сравнительную таблицу.

5. Составьте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей изучаемого периода по проблеме национальных движений на территории России в этот период.

6. Оцените, какие возможности имелись у разных социальных слоев населения в плане участия в «индустриальном скачке» России. Предложите критерии оценки. Представьте информацию в виде графиков.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. О чем идет речь в документе? Какие проблемы государственного устройства предстояло решить императору Николаю II? Представьте подробный комментарий.

Документ
Г.В. Плеханов об эпохе 80-х — начала 90-х гг. XIX в.

Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась.

2. Охарактеризуйте место России с точки зрения политики и экономики в мире в начале XX в.

3. Подготовьте сообщение о жизни и деятельности последнего российского императора Николая II и его семье.

4. На географические и природные особенности России, которые имели сильное влияние на историю страны, обращали внимание известные русские историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Используя данные Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, выскажите свое мнение по данной проблеме.

5. Составьте и заполните таблицу «Оппозиционные движения в России начала XX в.». Критерии сравнения определите самостоятельно.

6. Напишите историческое размышление-анализ «Индустриальная модернизация в России. Особенности, темпы, направления, противоречия».

7. На основе информации карты на с. 12—13 составьте таблицу, показывающую, какие производства были развиты в традиционных и новых промышленных центрах России.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru