Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.

 

§ 17. Коллективизация сельского хозяйства и форсированная индустриализация страны (окончание)

Подведем итоги

В кратчайший исторический срок был совершен невиданный экономический рывок. За период 1929—1940 гг. введено в строй 9000 крупных предприятий, созданы десятки новых отраслей промышленности. Валовая продукция промышленности выросла в 6,5 раза, в том числе производство средств производства в 10 раз. В последние два года перед Великой Отечественной войной рост производства военной продукции осуществлялся за счет сокращения производства многих важнейших видов продукции гражданского назначения. Созданная в СССР мобилизационная система подходила к войне, чтобы заработать в полную силу и проявить свои преимущества.

Проверяем себя

1. Объясните, почему модернизация в СССР началась именно с тяжелой промышленности.

2. Какая связь существовала между процессами индустриализации и коллективизации?

3. Каким образом осуществлялся процесс коллективизации? Что принуждало крестьян вступать в колхозы?

4. Какие формы борьбы крестьян против насильственной коллективизации вам известны? Каковы были результаты этой борьбы?

5. Что такое раскулачивание? Каким образом оно проводилось? Каковы были последствия раскулачивания для развития сельского хозяйства страны?

6. Каким образом внешнеполитическое положение СССР повлияло на развитие индустриализации? на социальные отношения в государстве?

Думаем, обсуждаем

1. Найдите примеры, иллюстрирующие сокращение масштабов репрессий с конца 1938 г. Определите социальные группы населения, которых это сокращение коснулось в первую очередь. Напишите аналитический отчет (не более трех страниц).

2. Сравните объемы выпускаемой продукции в группах «А» и «Б» в СССР и США в 1930-е гг. Сопоставьте их. Представьте информацию в виде графиков. Какие можно сделать выводы?

3. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу промышленных показателей СССР и Германии в 1930-е гг., характеризующих военные приготовления. Какая страна имела преимущества? В чем они заключались?

4. Оцените последствия голода 1932—1933 гг. Сопоставьте его причины и масштаб с трагедией 1921 — 1922 гг. Оцените действия властей в обоих случаях. Сделайте презентацию. Какие районы поразил голод начала 1930-х гг.? Можно ли считать его «актом геноцида украинского народа» или иного народа СССР? Ответ обоснуйте.

5. На основании биографии одной из жертв раскулачивания напишите эссе о проблеме разрушения российской деревни в ходе коллективизации.

6. Составьте таблицу, иллюстрирующую хозяйственные показатели ГУЛАГа. Сравните их с аналогичными показателями в гражданском секторе экономики. Сделайте выводы.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Существует точка зрения, что индустриальный скачок, совершенный в годы правления И.В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Какая иная точка зрения вам известна? Выскажите свое мнение.

2. Как вы относитесь к воспоминаниям участников и очевидцев строек первых пятилеток? Чем объясняется выраженный в документах энтузиазм и оптимизм этих людей? Какие проблемы больше всего волновали молодого рабочего? Что общего в приведенных отрывках? Как они характеризуют время, его дух, отношение людей к трудностям?

Документ
Из воспоминаний В. Молодцова

...25 октября. Четыре смены отработал в шахте, в забое. Работа физически очень тяжелая. Сильно устаю. Но это не может быть причиной тому, чтобы бежать с рудника. Наоборот, духом не падаю. Сохраняю прежний подъем и твердое решение оправдать доверие ребят.

Документ
Из воспоминаний Ю.В. Стеклова

На строительстве Днепровской гидроэлектростанции, которая возводилась с марта 1927 г. по октябрь 1932 г., молодежь составляла 70% рабочих.

Документ
Из воспоминаний американского инженера М. Шировера, работавшего в СССР

По сравнению с Магнитогорском, гигантские стальные заводы Рура и мощные металлургические предприятия Франции, Бельгии и Англии выглядят пигмеями... В сущности, Магнитогорск создан советской молодежью: 60% рабочих этого строительства моложе 24 лет. Добровольная, но строжайшая дисциплина рабочей молодежи помогла преодолеть многочисленные трудности строительства.

Документ
Из воспоминаний И.П. Бардина

Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде.

3. Чем вы объясните появление подобных писем?

Документ
Из письма председателю ВЦИК СССР М.И. Калинину

Михаил Иванович, вы, может быть, до сих пор ничего не знаете, как сосланные кулаки из Украины, Курска и других мест на Севере мучаются и переживают неслыханные издевательства над ними и над их детьми. Другие страдают совершенно невинно, но если есть и виновные, так дети тут ни при чем.

4. Проанализируйте документ. Выявите перегибы в раскулачивании и проведении коллективизации сельского хозяйства. Назовите причины подобных явлений.

Документ
Из письма сотрудника Академии внешней торговли, члена ВКП(б) Т.М. Сазонова в ЦК ВКП(б). 20 сентября 1931 г.

В конце августа я случайно заехал в Березовский сельсовет Но- восильского района ЦЧО. За два дня своего пребывания я обнаружил следующие факты. Идет раскулачивание середняков и даже бедняков. В колхозах нет никакой разъяснительной работы, выдача продуктов идет безобразно. Сплошные недовольства колхозников. Пьянство работников сельсовета. Разбазаривание отобранного имущества по рукам работников сельсовета. Население запугано...

5. Сравните статистические показатели и сделайте вывод о темпах экономического роста.

Индекс роста сельского хозяйства

Соотношение абсолютного объема производства некоторых видов промышленной продукции в СССР и ведущих странах мира

Соотношение производства некоторых видов промышленной продукции в расчете на душу населения в СССР и ведущих странах мира

6. Докажите, что в конце 1930-х гг. СССР стал высокоразвитой державой. Составьте тезисы ответа по теме «Достижения и издержки модернизации в СССР».

7. В 1928—1929 гг. в СССР шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие различные мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Как менялась позиция И.В. Сталина по этому вопросу? Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран?

8. Сравните основные положения экономических программ И.В. Сталина и И.И. Бухарина в 1928—1929 гг.

9. Сравните общественное положение и условия труда колхозников и промышленных рабочих в СССР в середине 1930-х гг.

10. Докажите или опровергните точку зрения о том, что роль трудового энтузиазма, производственных соревнований была основополагающей в достижении результатов пятилеток.

11. Докажите противоречивость итогов форсированного развития как в социальной сфере, так и в повседневной жизни в отношении к действительности.

12. Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Оформите ваше суждение: а) в форме таблицы; б) в виде развернутого плана ответа; в) в форме тезисов; г) в иной форме, предложенной вами. Перечислите важнейшие достижения в развитии СССР в 1930-е гг. Расскажите о некоторых из них.

13. Подготовьте презентацию на тему «Превращение СССР в индустриально-аграрную державу в годы первых пятилеток».

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru