Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 4. Индустриальная модернизация СССР 1929—1940 гг.

 

§ 20. Внешние вызовы и изменения международной политики СССР (окончание)

Подведем итоги

В 1930-е гг. в связи с существенными изменениями политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. В 1928—1933 гг. сохранение стабильной обстановки в Европе позволяло СССР поддерживать союзнические отношения с Германией, расширять международные контакты с другими государствами. В то же время на дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения, менявшие политическую карту региона. Приход к власти в Германии в 1933 г. фашистов, уничтоживших в стране коммунистическое движение и откровенно заявлявших о необходимости «натиска на Восток», вызвал смену ориентиров советской внешней политики. Главные ее усилия были направлены на создание системы коллективной безопасности в Европе. Однако, не найдя поддержки у западных «демократий», СССР был вынужден пойти на заключение договора о ненападении с фашистской Германией.

Проверяем себя

1. Каким образом экономическая ситуация в мире в конце 1920-х — начале 1930-х гг. повлияла на развитие международных отношений?

2. Охарактеризуйте стремления крупнейших мировых держав, приведшие к развязыванию Второй мировой войны.

3. Как менялась внешняя политика СССР в конце 1920-х — 1930-х гг.? С чем были связаны эти изменения?

4. Охарактеризуйте политику западных держав по «умиротворению» агрессора. Какие меры принимались в рамках этой политики? Каковы были последствия этой политики?

5. Согласны ли вы с выводом о том, чго в 1930-е гг. Версальская система фактически прекратила существование? Почему западные страны не воспрепятствовали этому?

6. Почему предложенный СССР тройственный пакт о взаимопомощи между Советским Союзом, Англией и Францией так и не был подписан? Каковы могли бы быть последствия подписания этого пакта?

7. С какой целью СССР заключил пакт о ненападении с Германией? Какие условия были внесены сторонами в секретные протоколы к этому договору? Почему эти условия держались сторонами в секрете?

Думаем, обсуждаем

1. Сформулируйте проблемы мировой экономики рассматриваемого периода. Каковы причины появления этих проблем? Какие положительные и отрицательные последствия для экономики СССР они имели? Напишите резюме.

2. Оцените преимущества сталинской модели государственного управления для политической системы СССР того периода и ее возможную опасность для системы международных отношений. Составьте схему.

3. Найдите примеры, иллюстрирующие влияние СССР на коммунистические движения Франции и Великобритании. Что предпринимали в ответ правительства этих стран? Как реагировали в СССР на ответные шаги? Сделайте презентацию.

4. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более пяти страниц) «Мюнхенский договор 1938 г. и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР». Определите наиболее существенные статьи этого договора, исходя из темы.

5. На основании воспоминаний участников событий оцените успешность командарма Г.К. Жукова в командовании войсками в районе реки Халхин-Гол. Обоснуйте свою позицию. Подготовьте доклад на 10—15 минут.

6. Сравните договор о ненападении, подписанный СССР в 1932 г. с Францией, с договором о ненападении, подписанным СССР с Германией в 1939 г. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?

Работаем с источниками, выполняем задания

1. Охарактеризуйте положение СССР на мировой арене накануне Второй мировой войны. Какие из внешнеполитических акций Советского Союза оказали наибольшее влияние на развитие международных событий?

2. Составьте тезисы ответа по теме «Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны». Отразите свою точку зрения на мотивы и значение заключения пакта о ненападении с Германией и секретного протокола к нему.

3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1939 г. во внешней политике СССР произошли серьезные изменения, были пересмотрены многие принципы, лежавшие в ее основе в предшествующие годы.

Какие установки определяли внешнюю политику СССР в 1933— 1938 гг.? Какие действия, факты свидетельствовали о переменах во внешнеполитическом курсе СССР в 1939—1940 гг. и какие причины их вызвали?

4. Как вы оцениваете военно-техническую подготовку СССР к войне?

Документ
Из работы итальянского историка Дж. Боффы

Удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете, равный 12,7% в годы второй пятилетки, повысился в третьей пятилетке до 25,4%; по отдельным годам военные ассигнования росли следующим образом: 25,6% в 1939 г., 32,6% в 1Э40 г. и 43,4% в 1941 г. В сентябре 1939 г. была введена всеобщая воинская обязанность: численность советских вооруженных сил выросла с 1433 тыс. человек в 1937 г. до 4027 тыс. человек к 1 января 1941 г. и превысила 5 млн человек в июне этого года.

5. Закончите фразу экономиста С.А. Бартенева по смыслу в соответствии с известной исторической ситуацией.

Бесспорно, перед угрозой фашистской агрессии необходимо было стабилизировать кадры, укреплять дисциплину. Но для этого использовались главным образом и прежде всего...

6. Какие события способствавали появлению подобного заявления? Как вы оцениваете внешнеполитический курс СССР в 1939—1941 гг.?

Документ
Из выступления американского президента Ф.Д. Рузвельта в феврале 1940 г. на конгрессе американской молодежи

Более двадцати лет назад... я решительно симпатизировал русскому народу... надеялся, что Россия решит свои собственные проблемы и что ее правительство в конечном счете сделается миролюбивым правительством... которое не будет покушаться на целостность своих соседей. Сегодня же надежда или исчезла, или отложена до лучшего дня.

<<< К началу параграфа                       Выводы к главе 4 >>>

 

Информация о рекламе

 

Рейтинг@Mail.ru