Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Между реформой и революцией. Россия в 1894—1916 гг.

 

§ 6. Россия в Первой мировой войне (продолжение)

Экономика России в годы Первой мировой войны

Несмотря на динамизм своего развития накануне Первой мировой войны, экономическая система России оказалась неспособна в полной мере обеспечить потребности армии в первой большой войне индустриальной эпохи.

К началу войны заводы страны давали лишь третью часть автоматического оружия, необходимого армии. Производство пулеметов составляло в первые месяцы войны лишь 165 штук в месяц. Их приходилось срочно закупать за огромные деньги. Это привело к усилению зависимости страны от западных союзников, росту внешнего долга. Всего за годы войны союзники поставили в Россию 32 тыс. пулеметов. Сама же отечественная военная промышленность производила к началу 1917 г. 1200 пулеметов в месяц.

Серьезные негативные последствия для экономики имел призыв в действующую армию квалифицированных специалистов с военных предприятий.

В то же время мобилизационные возможности военной экономики России оказались достаточно высокими. Так, число производимых для нужд армии снарядов выросло с 80 тыс. в 1914 г. до 20 млн в 1916 г., а производство полевых орудий — с 1,2 до 5 тыс. Неизмеримо росли и военные расходы. Гипертрофированной оказалась структура российской промышленности. В ней доминировало военное производство.

Тяжелым бременем война стала для отечественного сельского хозяйства. В европейской части страны потери этой части экономики оказались наиболее значительными. Необходимое продовольствие и сырье давали восточные районы. Но доставка этих грузов через всю страну была малорентабельной. С начала войны в армию было мобилизовано 15,8 млн человек (около 40% трудоспособных мужчин). В итоге в деревне возник дефицит рабочей силы, что привело к сокращению сельскохозяйственного производства.

К тому же из-за бестолковой транспортной политики значительная часть оскудевших запасов продовольствия оказалась в «залежах». Голод грозил уже не только крупным городам, но и армии. Правительство обязало крестьян сдавать хлеб по твердым ценам, но эта мера лишь спровоцировала неповиновение крестьян и фактически была сорвана. Тогда в ряде городов было введено распределение продовольствия по карточкам. В ответ на это торговцы стали сбывать продукты на черном рынке по огромным ценам.

В прямой связи с транспортным кризисом развился топливный и усилился промышленный. Временному ослаблению промышленного кризиса способствовали меры государственного контроля за военным сектором промышленности. Однако военное производство обеспечивалось целым рядом других отраслей, например топливной и металлургической, которые находились преимущественно во владении частных лиц. В кругах деловой и научной общественности формируется направление, представители которого (например, В.И. Вернадский) считали необходимым перенести развитие страны на рельсы государственного капитализма.

Мобилизация в деревне. Прощание с односельчанами: «Не забудьте, соседи, моих жену и деток». Плакат начала XX в.

Однако власти даже не думали покушаться на интересы частных собственников. Поэтому для роста производства остались лишь те средства, которые были связаны с усилением эксплуатации работников (рабочий день вырос до 14—16 часов). Ответом стал рост забастовок с требованием 8-часового рабочего дня. Количество забастовщиков в 1916 г. удвоилось по сравнению с 1915 г. и составило более 1 млн человек.

Особым источником недовольства людей являлась сама война. В ее годы погибло около 1,7 млн солдат и офицеров, почти 4 млн человек стали инвалидами и столько же оказались в плену или пропали без вести. Отношение солдат и даже некоторых офицеров к войне и ведущему ее государству ярче всего проявилось в массовом дезертирстве из армии.

Продажа дров на вес. 1916 г.

Опасность стихийного взрыва к началу 1917 г. осознавалась и властями. В докладе охранного отделения от 5 февраля 1917 г. прямо говорилось: «Если население еще не устраивает голодные бунты, то это еще не означает, что оно их не устроит в самом ближайшем будущем. Озлобление растет, и конца его росту не видать».

Экономическая система страны в годы войны оказалась серьезно подорванной.

Война и власть

Властные структуры Российской империи, обновленные и реформированные в предвоенные годы, оказались все же во многом не приспособленными к эффективным действиям в новых условиях.

Огромная держава управлялась, как и за 200 лет до того, из единого центра, причем все рычаги управления были сосредоточены исключительно в руках императора.

Совет министров в условиях военного времени стал менее самостоятелен, чем был прежде. Несогласие с теми или иными весьма осторожными предложениями министров вызвало к жизни феномен «министерской чехарды». Неэффективным, а часто и вредным оказалось и деление страны в условиях войны на две зоны — военную, подотчетную Ставке, и тыловую, находившуюся под контролем правительства.

Полномочия Государственной думы были по-прежнему ограничены. Это направляло ее деятельность во многом во вред стране: парламент не только не делил с верховной властью ответственности за положение дел в стране, но и превратился в центр оппозиции этой самой власти.

Не только известной и вполне необходимой самостоятельности, но и инициативы оказались лишены министерства, суды, полиция, губернаторы. Все уповали на всевидящее око государя и его разум в решении практически всех проблем жизни страны. Такое положение было смертельно опасно, особенно в годы войны.

Ситуация еще более осложнилась, когда император принял на себя верховное командование армией, а вместе с ним и полную ответственность за положение дел на фронте. Теперь каждое поражение там, равно как и ухудшение условий жизни населения, в массовом сознании отождествлялось лично с ним.

Лишь усилия городских управ и земств в годы войны давали весьма существенную отдачу и были эффективными. Но круг их полномочий был весьма ограничен и не менял общего впечатления населения от системы власти.

Открытое противостояние политической оппозиции и правительства началось летом 1915 г. 19 июля возобновились заседания Государственной думы. Накануне Николай II произвел замену ряда наиболее ненавистных для оппозиции министров. Это стимулировало ее активность, на волне которой оформился межпартийный «Прогрессивный блок». Октябристов, прогрессистов, кадетов, националистов, входивших в этот блок, объединяло требование создания правительства, подотчетного Думе. Появление «Прогрессивного блока» стало началом последнего кризиса самодержавия, отчетливее всего выразившегося в «министерской чехарде», когда за один год сменились три председателя Совета министров и еще целый ряд министров.

К концу первых двух лет войны в России начало формироваться устойчивое настроение в пользу смены верховной власти любой ценой.

Война и российское общество

Российское общество в своем отношении к войне прошло сложную эволюцию. Первые дни после начала войны прошли под знаком всеобщего единения. Лидеры всех легальных политических партий призвали к поддержке усилий правительства в избавлении России и славян от «германского доминирования». О поддержке царю объявили депутаты Государственной думы, единогласно проголосовавшие за военные кредиты. Либералы ждали от власти конституционных реформ в ответ на общенациональное единение. Они полагали, что фронт сблизит различные социальные группы, что война «сроднит» рабочего с крестьянином, студента с мещанином и т. п.

Патриотическая демонстрация. Август 1914 г

Однако все эти надежды, ожидания, настроения вскоре изменились. Неудачи на фронте привели к унынию в тылу, озлоблению в среде офицеров и солдат, растерянности в кругах военного и политического руководства.

Возмущение общества вызывала сверхцентрализация власти и управления, отсутствие эффективных рычагов влияния на ситуацию на фронте, работающая на грани возможного экономика, военные поражения, гибель и пленение миллионов солдат. Эти настроения, подогревавшиеся неумолкающей критикой со стороны политической оппозиции со страниц газет, с парламентской трибуны, привели к концу 1916 г. активную часть населения к уверенности в том, что царизм не только не может эффективно управлять страной в период острого общенационального кризиса, но и не способен обеспечить общественный прогресс в мирное время.

К началу 1917 г. было достаточно небольшого толчка, чтобы веками создававшееся здание российской монархии рухнуло в одночасье, причем при полном безразличии, а порой и восторженных криках значительной части населения огромной страны.

<<< К началу параграфа                       Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru