Главная >> История России 1900—1945 гг. 11 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 2. Россия в вихре революции и Гражданской войны 1917—1920 гг.

 

§ 9. Октябрь 1917 г. (окончание)

Дискуссии о характере октябрьских событий

С момента взятия власти большевиками не прекращаются споры о характере происшедших событий. Еще недавно общепринятой и государственно закрепленной являлась характеристика октябрьских событий 1917 г. как Великой Октябрьской социалистической революции, которая открыла эпоху перехода от капитализма к социализму (коммунизму) во всем мире. Однако уже в 1970-е гг. некоторые советские историки пытались скорректировать эту догму. Они определили характер революции как демократический, рабоче-крестьянский, открывающий путь для перехода в будущем к социализму. Задача революции заключалась в том, чтобы сформировать предпосылки для этого перехода. Но большевики не сразу это поняли, стали форсировать переход к социализму, что привело к построению в СССР не подлинного, а деформированного социализма («казарменного»).

В годы перестройки в СССР были реанимированы оценки противников большевиков, данные еще по горячим следам революции. Наиболее распространенным стало утверждение, что в октябре 1917 г. большевики совершили военный переворот с опорой на революционную часть армии и флота. Часть историков и публицистов отстаивают популярную за рубежом оценку этих событий как заговора, захвата власти кучкой большевистских лидеров, которые навязали стране трагический путь развития. Наиболее радикальные западники представляют захват власти большевиками как анархический бунт, разрушительную революцию люмпенов, которая отбросила страну далеко назад.

Однако подобные суждения отвергнуты большинством исторического сообщества. Были выдвинуты новые, весьма оригинальные подходы к изучению феномена российского революционного процесса.

Так, в частности, В.П. Данилов предложил рассматривать события октября 1917 г. на фоне развернувшейся еще в начале XX в. крестьянской революции. Он считал, что крестьянская революция в России оставалась стихийной, никем не «ведомой» до тех пор, пока не слилась с рабочей революцией и не оказалась направляемой, а в какой-то мере и руководимой большевиками. Крестьянство смело систему самодержавно-помещичьего насилия и реализовало свой идеал уравнительного трудового пользования землей, отдав власть в стране поддержавшим его большевикам. Однако стихийная революционность крестьянства и революцион- но-преобразующие устремления большевизма имели разнонаправленные векторы и стали резко расходиться с весны 1918 г.

Близкой позиции придерживался В.П. Дмитренко, отмечавший, что в октябре 1917 г. «в одном месте, в одно время встретились разные революционные потоки; встретились лишь на время, после чего неизбежно должны были разойтись, ибо у каждого из них была собственная цель в революции. Революция носила общедемократический характер до лета 1917 года, когда началась ее «пролетаризация».

Корректировка оценок октябрьских событий идет и с позиций теории модернизации. Так, Б.Н. Миронов склонен считать, что Октябрьская революция носила до известной степени антимодернизационный характер, так как она прервала длинную и трудную дорогу создания рыночной экономики, правового государства и гражданского общества в России. Это стало возможным и потому, что идеи либеральной демократии и правового государства были ориентирами лишь для части образованного общества и не успели проникнуть в толщу народа, в основе миропонимания которого по-прежнему преобладали патриархально-коллективистские настроения.

Весьма распространена трактовка октябрьских событий как двухфазового явления: захват власти большевиками в Петрограде трактуется как переворот. Но за ним последовала подлинная революция, так как новая власть в короткий срок изменила не только политический режим, но и социальную структуру страны, преобразовала хозяйственный уклад, отношения собственности, духовную атмосферу. В этом контексте события февраля 1917 г. предстают, наоборот, переворотом, не приведшим к коренным изменениям.

Все больше сторонников среди современных историков находит теория, согласно которой события 1914—1922 гг. трактуются как период общенационального кризиса в России, имеющего свои логические этапы. Часть историков рассматривает события 1917—1921 гг. как единый революционный процесс, выделяя в нем три этапа: Февральская революция — Октябрьская революция — Гражданская война. Некоторые исследователи (А.П. Ненароков) выделяют четыре этапа Великой российской революции:

    1- й этап — февраль — август 1917 г.

    2- й этап — начало сентября — октябрь 1917 г.

    3- й этап — Октябрьская революция — разгон Учредительного собрания.

    4- й этап — январь 1918 г. — введение нэпа (март 1921 г.).

Подведем итоги

Победа большевиков была во многом обусловлена как общей тенденцией развития страны, так и ошибками и нерешительностью Временного правительства. В то же время большевистское руководство политически очень точно отреагировало на настроения масс, предложив народу соответствующие лозунги и создав иллюзию их реализации в первый период своего прихода к власти.

Проверяем себя

1. Как вы думаете, почему в Петрограде большевикам удалось взять власть почти бескровно, а в Москве они столкнулись с серьезным сопротивлением?

2. Представители каких партий покинули II Всероссийский съезд Советов? Почему они так поступили?

3. Какие решения были приняты II Всероссийским съездом Советов? Каковы были политические последствия этих решений?

4. Охарактеризуйте Декрет о мире как политический документ. Почему он был принят? Каковы были последствия его принятия?

5. Почему при написании Декрета о земле В.И. Ленин использовал не большевистскую, а эсеровскую программу?

6. Какие мероприятия, проведенные большевиками, можно назвать демократическими, а какие — антидемократическими? С какой целью проводились эти мероприятия?

7. Почему большевики сначала провели выборы в Учредительное собрание, а затем распустили его после первого же дня работы?

8. Что произошло в октябре 1917 г. — революция или переворот? Свою точку зрения аргументируйте.

9. Почему, будучи сформированными как многопартийные органы власти, Советы уже с середины 1918 г. стали превращаться в однопартийные органы?

Думаем, обсуждаем

1. Составьте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей, оценивающих действия большевиков в ходе событий октября 1917 г. — января 1918 г.

2. На основании воспоминаний участников событий, представляющих разные партии, сравните их оценки ключевых этапов Великой российской революции. Оцените роль большевиков в событиях октября 1917 г. Обоснуйте свою позицию. Напишите тезисы доклада на эту тему.

3. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более пяти страниц) на тему «Первые декреты советской власти. Цели, возможности реализации, политический смысл». Определите влияние декретов на позиции противников большевиков.

4. Дайте оценку роспуска большевиками Учредительного собрания. Проанализируйте причину этого. Оцените действия противников большевиков в этот период. Насколько едины были большевики в решении о необходимости ликвидации Учредительного собрания?

5. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более девяти страниц) о современных подходах к оценке результатов событий октября 1917 г Выберите наиболее, на ваш взгляд, аргументированные подходы. Обоснуйте свой выбор.

6. Напишите авторский текст «Биография-портрет одного из участников событий октября 1917 г.» (не более 500 слов).

Работаем с источниками, выполняем задания

1. В чем видит опасность для развития страны автор документа? Постарайтесь продолжить его мысль.

Документ
Из статьи Г.В. Плеханова «Открытое письмо к Петроградским рабочим». 28 октября 1917 г.

Скажу вам прямо: меня эти события огорчают. Не потому огорчают, чтобы я не хотел торжества рабочего класса, а наоборот потому, что призываю его силами своей души. Нет, наш рабочий класс еще далеко не может с пользой для себя и для страны взять в свои руки всю полноту политической власти...

2. На основании статистических данных сделайте вывод о политических пристрастиях населения и позициях большевистской партии. Как могли бы развиваться события в стране, если бы Учредительное собрание не было разогнано?

Итоги выборов во Всероссийское Учредительное собрание

3. Составьте развернутый план и тезисы ответа по теме «1917 год в истории России». Сравните события февраля и октября 1917 г.

4. Напишите краткое сочинение на одну из предложенных или самостоятельно сформулированных вами тем:

    а) Дезинтеграция России после Октябрьской революции. Причины и последствия.

    б) Лидеры большевистского руководства и их революционные качества как условие «притягивания» народных масс.

5. Докажите, что партия большевиков стала единственной организованной и способной действовать в условиях общенационального кризиса политической партией.

6. Согласны ли вы с мнением некоторых историков о том, что ошибки Временного правительства привели к Октябрьской революции? Выскажите свою точку зрения.

<<< К началу параграфа                       Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru