Главная >> История России 6 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века

 

§ 7. Культура Древней Руси (окончание)

Зодчество и изобразительное искусство

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество — искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции. Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

Какие самые древние постройки в своей местности вы знаете? К какому времени они относятся?

После принятия христианства византийские мастера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содержание храма он отдал десятую часть княжеских доходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.

Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве. Художник В. В. Верещагин

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построенный же в Киеве при Ярославе Мудром Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т. д. Особый интерес представляют фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого.

В XI—XII веках были построены большие каменные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала символом Великого Новгорода. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.

Софийский собор в Великом Новгороде

Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли в нём удивительное единство.

Художественное ремесло

Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду. Для изготовления украшений — серёжек, браслетов, подвесок, колец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Итог
Таким образом, Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Проверяем свои знания
a1. Каковы были особенности культуры Древней Руси? 2. Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? 3. О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Прочитайте дома и перескажите содержание одной из былин. 4. Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей? 5. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры. 6. Пользуясь иллюстрациями учебника, расскажите о достижениях древнерусского зодчества и живописи. 7. Какую технику использовали древнерусские ремесленники? 8. Какие произведения древнерусского искусства заинтересовали вас больше всего? Почему?

Учимся быть историками
1. Подготовьте презентацию (не более 5 слайдов) на тему «Святая София — символ Древней Руси». Предположите, какие чувства испытывали жители Древней Руси в этом храме.

2. Можно ли объяснить стремление современных людей сохранить памятники древнерусской культуры только любовью к Отечеству?

Запомните новые слова

ЖИТИЕ — биография человека, причисленного церковью к лику святых.

МИНИАТЮРА — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

ПАТРИОТИЗМ — любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

САМОБЫТНЫЙ — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

Информация о рекламе

 

Рейтинг@Mail.ru