Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава I. Россия в пeрвoй половине XIX в.

 

§ 11. Социально-экономическое развитие в 20 — 50-е гг. XIX в. (окончание)

Города

В первой половине XIX в. число городов в России выросло с 630 до 1032, а численность их населения увеличилась с 2,8 до 5,7 млн человек. Крупнейшими городами империи были Петербург (число жителей увеличилось за это время с 336 тыс. до 540 тыс. человек) и Москва (с 275 тыс. до 462 тыс.).

Новые города в основном создавались по периметру страны и на вновь присоединенных территориях. Это были поселения, главной задачей которых стало заселение и освоение огромных окраин империи. Так возникли Новочеркасск (1805), Нальчик (1817), Кисловодск (1830), Пятигорск (1830), Новороссийск (1838), Анапа (1846), Петровск-Порт (Махачкала, 1857), Николаевск-на-Амуре (1850). Городами стали Петропавловск-Камчатский (1822), Кяхта (Троицко-Савск, 1851), Чита (1851) и др. В Сибири происходил переход населения из северных городов во вновь возникшие южные, которые были расположены в более благоприятных для жизни людей местах.

Пристань в Казани в первой половине XIX в.

Начавшийся промышленный переворот привел к возникновению в России фабричных центров. Многие из них не обладали правами городов, но фактически являлись ими. Современники называли их «истинными городами». Некоторые фабричные центры со временем получали права городов. Например, в 1844 г. фабричное село Павлово Московской губернии стало городом Павловским Посадом. Города складывались и на основе крепостей, строившихся на новых территориях империи.

Итоги социально-экономического развития

К середине 50-х гг. промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, все активнее внедрялись технические новшества. Сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в применении новых форм и методов хозяйствования в силу господства крепостничества. Массовый перевод крепостных на оброк вел к значительному оттоку сельского населения в города и запустению огромных пространств земли. В свою очередь, это способствовало росту помещичьей задолженности (в 1844 г. дворяне заложили 54% своих хозяйств).

Оренбург в первой половине XIX в.

Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а, напротив, ее упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России.

Вопросы и задания

    1. Что вы понимаете под кризисом феодально-крепостнической системы?

    2. На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20—50-е гг. XIX в.

    3. Назовите особенности промышленного переворота в России. Почему промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности?

    4. Какие новые черты появились в ведении помещичьего и крестьянского хозяйств?

    5. В чем состояла главная идея финансовой реформы Е. Ф. Канкрина?

    6. Какие принципиально новые черты появляются в отечественной торговле во второй четверти XIX в.?

Документы

Из указа Николая I от 2 апреля 1842 г. об «обязанных» крестьянах

1) Повинности крестьян в пользу помещиков могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837 г.

В летнее время после половины дня на отдых полагается два, а в зимнее — полтора часа.

В работах разного рода, а тем более полевых, назначать уроки умеренные, от чего исправные скорее отделаются, а ленивые и в свои дни должны будут работать на господских полях.

...Управляющему имением для успешного хода работ необходимо чаще смотреть на работников иногда из леса, из-под горы, вообще издали и стараться застать их врасплох...

Из статьи помещика А. И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847 г.

...Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все свои домашние дела и еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость...

...Какая разница войти в мануфактуру, истинно на коммерческой ноге устроенную! Как там один перед другим боится переработать, так тут они друг друга одушевляют и подстрекают. Вычет заставляет каждого, строже всякого надсмотрщика, наблюдать за чистотой работы. Собственная выгода будит его до света и освещает ему вечером — охота пуще неволи.

Описание современниками Царскосельской железной дороги

Вот идет паровоз с трубой, из которой валит дым, машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст. От Царского до Павловска 5 верст пробегает ровно в 7 1/2 минуты. К машине приделана труба другого рода, в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу: вот огромный дилижанс, вот берлины [вид старинного экипажа для дальних переездов], шарабаны, широкие крытые повозки с 6 рядами скамеек, на 5 человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади; вот ряд роспусков для перевозки животных, как-то: лошадей, коров, овец, телят и птиц домашних; вот чаны для разных жидкостей, буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад... Часовая стрелка едва успела пройти 7 1/2 минуты, и мы в Павловске. Посмотрите на колеса наших экипажей: средняя часть или внутренность состоит из чугуна, а наружность выкована из железа, чтобы они при быстрой езде не лопнули.

Вопросы к документам

1. Каково было положение «обязанных» крестьян? 2. Чем вы можете объяснить рекомендованную У. Карповичем необходимость «чаще смотреть» за работниками? 3. В чем вы видите принципиальные отличительные черты крепостного и наемного труда по примерам, приведенным в статье А. И. Кошелева? 4. Что из описания железной дороги могло вызывать ужас и испуг у населения? Почему?

Расширяем словарный запас

Ассигнации — бумажные деньги.

Веретено — стержень для наматывания нити при прядении.

Интендант — военный, занимающийся снабжением войск.

«Капиталистые» крестьяне — крестьяне, имевшие капитал (деньги, которые вкладывают в производство) и занимавшиеся предпринимательством.

Классы — большие группы людей, отличающиеся по своему месту в производстве и распределении его результатов.

Ростовщичество — предоставление денег в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы.

Товарно-денежные отношения — отношения между людьми в ходе производства и обмена товаров (изделий, производимых для продажи).

Уклад экономический — особый тип хозяйства, в основе которого лежат определенная форма собственности на средства производства и соответствующие отношения в ходе этого производства. В первой половине XIX в. основными экономическими укладами в России были: феодально-крепостнический (господствующий), мелкотоварный (ремесленный) и капиталистический (активно развивавшийся).

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru