Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

§ 25. Зарождение революционного народничества и его идеология (окончание)

Начинать создание такого общества необходимо на следующий же день после победы революции, которая сметет старую власть и государство. Инициативу возьмут на себя революционеры, объединенные в небольшие группы на всей территории России. В бушующем море революционной стихии они должны ненавязчиво, не преследуя никаких личных интересов, убеждать и вести народные массы к созданию народного самоуправления, при котором «волости собственным народным движением соединились в уезды, уезды в области, области образовали бы между собою федерацию».

Петр Лаврович Лавров (1823—1900)

    Петр Лаврович Лавров (1823—1900) стал идеологом пропагандистского крыла в народничестве. Он родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское артиллерийское училище и Артиллерийскую академию, преподавал математику в военных учебных заведениях, дослужился до чина полковника. С 1857 г. Лавров выступал со статьями по педагогике, философии, истории. В 1862 г. он сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован, предан военному суду и выслан в Вологодскую губернию. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки, прибыл в Париж. С 1872 по 1876 г. он редактировал издававшийся за границей журнал «Вперед!», пользовавшийся значительным влиянием в среде русских революционеров.

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке.

Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, даже незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые «критически мыслящие личности», имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет «оплатить» свой «долг народу». Ведь она получила образование и другие жизненные блага благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.

Петр Никитич Ткачев (1844—1885)

    Петр Никитич Ткачев (1844—1885) являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье, в 1861 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков студенческих волнений был заключен в Петропавловскую крепость. С 1862 г. Ткачев начал печататься в различных журналах. В 1871 г. он был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки за границу. Ткачев сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперед!», а после разрыва с ним стал издавать в Женеве журнал «Набат». В конце 1882 г. он тяжело заболел и последние годы жизни провел в психиатрической больнице.

В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине. Но предварительно эта организация должна была «расшатать» существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.

Идеи Герцена и Чернышевского, развитые Бакуниным, Лавровым и Ткачевым, стали основой для деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от обстановки среди народников усиливалось влияние взглядов либо Бакунина, либо Лаврова, либо Ткачева.

Вопросы и задания

1. Какие обстоятельства обусловили широкое распространение революционного движения в России? 2. Какова роль Н. Г. Чернышевского в революционном движении? 3. Дайте характеристику деятельности организации «Земля и воля». 4. В чем сходство и в чем различия взглядов М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева? 5. Определите характерные черты народничества.

Документ

Из работы М. А. Бакунина «Государственность и анархия»

...Мы не только не имеем намерения и малейшей охоты навязывать нашему или чужому народу какой бы то ни было идеал общественного устройства, вычитанного из книжек или выдуманного нами самими, но в убеждении, что народные массы носят в своих, более или менее развитых историей, инстинктах, в своих насущих потребностях и в своих стремлениях, сознательных и бессознательных, все элементы своей будущей нормальной организации, мы ищем этого идеала в самом народе; а так как всякая государственная власть, всякое правительство, по существу своему и по своему положению поставленное вне народа, над ним, непременным образом должно стремиться к подчинению его порядкам и целям ему чуждым, то мы объявляем себя врагами всякой правительственной, государственной власти, врагами государственного устройства вообще и думаем, что народ может быть только тогда счастлив, свободен, когда, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений и помимо всякой официальной опеки, но не помимо различных и равно свободных влияний лиц и партий, он сам создает свою жизнь.

Вопросы к документам

1. Какими обстоятельствами обосновывает Бакунин свое отрицательное отношение к государству? 2. Какое общественное устройство он предлагает взамен государственной власти?

Расширяем словарный запас

Конспирация — методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельности.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru