Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

§ 31. Экономическое развитие в годы правления Александра III (окончание)

Сельское хозяйство

Если тяжелая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

Акция

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% — овса, 17% — пшеницы, 7% — ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьезные погодные неурядицы — засуха, похолодание, продолжительные дожди — могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 — 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Активная экономическая политика правительства Александра III позволила значительно укрепить финансы страны, дала новый толчок росту промышленности. При этом развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки и техническая отсталость.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику экономической политики Александра III. Каковы были ее основные цели и результаты? 2. Сравните экономические программы Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте. Какие пути подъема национальной экономики предлагал каждый из них? 3. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. В чем проявилась преемственность экономической политики, а в чем было различие? 4. В чем заключались главные проблемы сельского хозяйства страны? 5. Сравните деятельность правительства в области экономики и внутренней политики. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Документы

О железнодорожной политике (из воспоминаний С. Ю. Витте)

В царствование императора Александра III установилась твердо идея о государственном значении железных дорог, которая в значительной степени исключает возможность построек и в особенности эксплуатации железных дорог частными обществами, которые в основе своей преследуют идеи не общегосударственные, а идеи характера частных интересов.

Таким образом, можно сказать, что в царствование императора Александра III сделался полный переворот в железнодорожном деле как с точки практической, так и теоретической... Были начаты, с одной стороны, последовательный выкуп железных дорог из рук частных обществ, а с другой стороны, преимущественное сооружение железных дорог казной...

Этот взгляд на железные дороги, с одной стороны, был вполне сроден натуре императора Александра III, самодержавного государя, пекущегося преимущественно об интересах слабых и о массах, а с другой стороны, ускорению осуществления этой идеи, т. е. проведению ее в жизнь, способствовало то, что, конечно, императора Александра III не могло не шокировать такое положение вещей, что в государстве создавались как бы особые царства — железнодорожные, в которых царили маленькие железнодорожные короли вроде Полякова, Блиоха, Кроненберга, Губонина и пр. и пр.

Вопросы к документам

1. В чем заключались различия в железнодорожной политике Александра II и Александра III? 2. Чем руководствовался Александр III, определяя новые подходы в железнодорожной политике?

Расширяем словарный запас

Акциз (акцизные сборы) — косвенный налог на предметы потребления.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного капитала в предприятие и дающая ее владельцу право собственности на него и участия в прибылях.

Биржа — учреждение для заключения финансовых и торговых сделок с капиталом и крупными партиями товаров.

Винная монополия — исключительное право государства на изготовление и продажу спиртных напитков.

Косвенные налоги — наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru