Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

§ 36. Просвещение и наука (окончание)

Развитие географических знаний

Русская географическая наука добилась значительных успехов благодаря экспедициям ряда выдающихся ученых. Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке, крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии — Н. М. Пржевальским, И. В. Мушкетовым, Н. А. Северцовым, А. П. и О. А. Федченко. Николаем Михайловичем Пржевальским был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных (дикой лошади, дикого верблюда, тибетского медведя). В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года (1871 —1872, 1876—1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай завоевал любовь и доверие ее жителей. Он посетил юго-западный берег этого острова и дважды юго-восточное побережье, совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства — Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 г. Миклухо-Маклай безуспешно добивался от российского правительства разрешения организовать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию», построенную на принципах общинно-артельного социализма.

Развитие гуманитарных наук

В области гуманитарных наук следует выделить работы русских историков. Профессор, декан историко-филологического факультета, а затем ректор Московского университета Сергей Михайлович Соловьев создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом», приуроченные к 200-летию со дня рождения великого реформатора России. С. М. Соловьев принадлежал к так называемой государственной школе, которая считала государство движущей силой исторического развития. Он был также сторонником сравнительно-исторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

Ученик С. М. Соловьева Василий Осипович Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение ученый придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты не только историко-филологического факультета, но и естественных факультетов. Его лекции заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 г. Исторического музея.

Отечественная наука второй половины XIX в. вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

Вопросы и задания

1. Определите, что было характерно для развития просвещения в России. 2. Какими причинами был обусловлен рывок в развитии отечественной науки? 3. Расскажите о крупных научных открытиях отечественных ученых, нашедших широкое применение в жизни. 4. Подготовьте рассказ о великих ученых второй половины XIX в., родившихся или связанных своей деятельностью с вашим краем.

Документы

Работа передовых педагогов (из «Очерков по истории русской культуры» П. Н. Милюкова)

Созданием типа сельской трехгодичной школы при одном учителе земство обязано главным образом члену Александровского (бывшей Екатеринославской губернии) училищного совета Н. А. Корфу, соединявшему положение земца с горячей защитой начал русской педагогики 60-х гг.

...Корф применял и развивал выработанные этой педагогикой методы. Воспитание посредством обучения, подготовка к практической жизни и наглядное знакомство с окружающим миром; ознакомление с естественными науками, «чтобы народ не думал, что земля на ките стоит, а гром происходит от стука колесницы»; повторительные занятия в воскресных школах (3 года по 20 воскресений в учебный сезон), чтобы избежать рецидива безграмотности, грозящего при неизбежном кратком трехлетием курсе; наконец, подготовка учителей: вот взгляды, которые пропагандировал Корф, сам открывший за пять лет (1867— 1872) свыше 50 школ в двух уездах Екатеринославской губернии.

О В. О. Ключевском (из воспоминаний М. А. Голубцовой)

...В субботу около 12 часов аудитория начинала наполняться оживленной и пестрой публикой, пришедшей «на Ключевского»: студенты разных факультетов, курсистки, даже священники, офицеры занимали галереи, лестницы, аудитории, на эстраде было тесно; и только разве люстры не были заняты: сидели высоко на окнах, на гармониях отопления. В аудиторию вмещалось, наверное, до 2000 человек. У публики было самое веселое, студенчески-беззаботное настроение... хохот, свист, подхваченная песня, — ничего не разберешь.

Звонок. Аудитория стихает... пробегает шепот: «Сам идет». Сгорбившись, на ходу кланяясь толпе, бочком пробирается Василий Осипович. Аудитория на минуту замолкает. Ключевский показывается на кафедре, и как-то неожиданно громкими кажутся аплодисменты, дружные, веселые, упрямо не желающие прекратиться. В. О. стоит, кланяется, просит замолчать, неторопливо вытаскивает из боковых карманов какие-то листочки и среди внезапно наступившей тишины начинает лекцию очень тихо, так, что приходится прислушиваться к первым фразам. Но скоро голос его крепнет, и он ведет слушателей куда хочет...

В. О. всегда великолепно знал аудиторию — уровень ее знаний, интересов и симпатий, и умел этим пользоваться. Строго продуманная схема его построений, яркость образов, меткость сравнений — все это гипнотизировало слушателей; не было сил ему сопротивляться, и властью художника он уводил за собой в мир прошлого, где все тогда казалось близким и родным.

Вопросы к документам

1. В чем состояла суть подхода земских деятелей к проблеме просвещения народа? Чем этот подход отличался от правительственной политики в той же области? 2. Какими лекторскими приемами пользовался В. О. Ключевский? 3. О каких особенностях студенческой жизни вы узнали из документа?

Расширяем словарный запас

Гуманитарные науки — науки, имеющие отношение к изучению человеческого общества (история, филология, экономические науки и т. д.).

Естественные науки — науки, изучающие природу.

Рецидив — повторное проявление чего-либо.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru