Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

§ 38. Архитектура, музыка, театр, народное творчество в России (окончание)

Художественные промыслы

Появление крупной промышленности и современного транспорта и соответствующие перемены в жизни общества повлекли за собой постепенное исчезновение массового ручного производства традиционных предметов русского быта. В то же время вторая половина XIX в. с ее выставками, ярмарками стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам. Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, ковроделие, художественная обработка металла, камня, дерева, кости и т. д. В то время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.

В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с давних пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками. И хотя в конце XIX в. фабричные гипсовые статуэтки все более теснили эти игрушки, дымковские «барыни», «няньки», «водоноски» с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.

Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полные народного юмора фигурки-статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских.

Заслуга в том, что эти прекрасные народные промыслы не были поглощены промышленным производством, принадлежит людям, для которых возрождение русских народных традиций стало делом всей жизни. Показательной в этом плане является судьба знаменитой хохломской росписи на дереве. Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец, который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски и кисти и скрылся.

В конце XIX в. в искусстве Хохломы наступает период упадка: мелкому кустарному производству трудно было конкурировать с фабричным. Но усилиями Нижегородского губернского земства промысел был спасен. Была организована широкая продажа произведений народных мастеров в городских магазинах; по заказам земства с народными мастерами стали работать специально приглашенные художники.

Конец XIX в. характеризовался всеобщим возрождением интереса к народной жизни, народной художественной культуре, фольклору. Никогда ранее народное искусство не оказывало такого влияния на искусство профессиональное. В России того времени повсеместно создаются общества, кружки, объединяющие увлеченных традициями русского искусства просвещенных людей — меценатов, художников, литераторов. Итогом их деятельности стало не только сохранение старинных народных промыслов, но и появление новых.

Так, в конце XIX в. в мастерской Московского губернского земства в Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России, — деревянные куклы-матрешки. Источником вдохновения для создателей русской матрешки — художника С. В. Малютина и мастера товарного дела В. Звездочкина — стали традиции богородской деревянной игрушки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.

XIX век стал временем расцвета и такого знаменитого подмосковного промысла, как производство платков и шалей в городке Павловский Посад, хотя первые платки здесь были изготовлены еще в XVIII в.

Мастера мстерской и палехской иконописи, пытаясь выжить в условиях нашествия фабричных икон, перешли на изготовление предметов быта с росписью лаковой миниатюрой. Это позволило сохранить тончайшие технические навыки и уникальные живописные народные традиции.

В художественной культуре второй половины XIX в. отчетливо прослеживается несколько направлений. Культура становится все более демократичной и все более критической по отношению к существующим порядкам. Она превращается в своеобразную общественную трибуну, пытается донести до власти самые болезненные проблемы, существующие в стране, предлагает свои пути переустройства жизни. Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции. В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.

Вопросы и задания

1. Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве? 2. Что характерно для русского театра второй половины XIX в.? 3. Подготовьте сообщение об одном композиторе или актере второй половины XIX в. 4. Почему во второй половине XIX в. происходит возрождение народных промыслов? 5. Какие общие идеи прослеживаются у авторов произведений различных видов искусства?

Документы

Ф. И. Шаляпин о русских композиторах (из книги «Маска и душа»)

Мусоргский был скромен: о том, что Европа может интересоваться его музыкой, он и не думал. Музыкой он был одержим. Он писал потому, что не мог не писать. Писал всегда, всюду. В петербургском кабачке «Малый Ярославец», что на Морской, один в отдельном кабинете пьет водку и пишет музыку. На салфетках, на счетах, на засаленных бумажках...

...Мусоргского обыкновенно определяют как великого реалиста в музыке... Но на мое простое чувство певца, воспринимающего музыку душою, это определение для Мусоргского узко и ни в какой мере не обнимает всего его величия. Есть такие творческие высоты, на которых все формальные эпитеты теряют смысл или приобретают только второстепенное значение. Мусоргский, конечно, реалист, но ведь сила его не в том, что его музыка — реалистична, а в том, что его реализм — музыка в самом потрясающем смысле слова. За его реализмом, как за завесой, целый мир проникновений и чувств, которые в реалистический план никак не войдут...

...Сплошь и рядом композитор поет мне какого-нибудь своего персонажа, а в музыке, которая сама по себе хороша, этого персонажа нет, а если и есть, то представлен он только внешним образом. Действие одно, а музыка — другое. Если на сцене драка, то в оркестре много шуму, а драки нет, нет атмосферы драки, не рассказано музыкой, почему герой решился на такую крайнюю меру, как драка...

Мусоргский же как композитор так видит и слышит все запахи данного сада, данной корчмы и так сильно и убедительно о них рассказывает, что и публика начинает эти запахи слышать и чувствовать...

В Римском-Корсакове как композиторе поражает, прежде всего, художественный аристократизм. Богатейший лирик, он благородно сдержан в выражении чувств, и это качество придает такую тонкую прелесть его творениям. Свою мысль я лучше всего смогу выразить примером. Замечательный русский композитор, всем нам дорогой П. И. Чайковский, когда говорил в музыке грустно, всегда высказывал какую-то персональную жалобу, будет ли это в романсе или в симфонической поэме. (Оставляю в стороне нейтральные произведения — «Евгений Онегин», балеты.) Вот, друзья мои, жизнь тяжела, любовь умерла, листья поблекли, болезни, старость пришла. Конечно, печаль законная, человечная. Но все же музыку это мельчит... Взять у Чайковского хотя бы Шестую симфонию — прекрасная, но в ней чувствуется личная слеза композитора... Тяжело ложится эта искренняя, соленая слеза на душу слушателя...

Иная грусть у Римского-Корсакова — она ложится на душу радостным чувством. В этой печали не чувствуется ничего личного — высоко, в лазурных высотах грустит Римский-Корсаков. Его знаменитый романс на слова Пушкина «На холмах Грузии» имеет для композитора смысл почти эпиграфа ко всем его творениям:

Мне грустно и легко: печаль моя светла...

...Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит...

Вопросы к документа

1. О каких особенностях творчества М. П. Мусоргского вы узнали, прочитав отрывок из книги Ф. И. Шаляпина? 2. За что Ф. И. Шаляпин особенно ценил музыку Н. А. Римского-Корсакова?

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

Информация о рекламе

 

Рейтинг@Mail.ru