Главная >> История России 8 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Россия во второй половине XIX в.

 

§ 39. Быт: новые черты в жизни города и деревни (продолжение)

Жизнь и быт городских окраин

По окраинам губернских городов селилось мелкое купечество, мещане, бедные чиновники и т. д. Они жили в деревянных одноэтажных строениях с двором и садиком. Улицы русских уездных городов почти сплошь состояли из таких домов. Внутренняя обстановка жилищ была непритязательна и однообразна: занавески и горшки с геранью на окнах; иконы с теплящимися лампадками в переднем углу; комод, покрытый белой вязаной салфеткой; шкафчик, где за стеклом стояла незатейливая посуда.

В университетских центрах проживало большое количество студентов. Многие жители примыкающих к университету улиц сдавали студентам комнаты или квартиры. Эти районы, в подражание Парижу, получали название Латинских кварталов. Они приспосабливались к студенческим потребностям. Здесь располагались небольшие пивные и дешевые ресторанчики. По вечерам и до поздней ночи улицы оглашались веселыми студенческими песнями.

В 70-х гг. студенты носили длинные волосы, широкополые шляпы; плечи окутывал шерстяной плед, восполнявший недостаток тепла от носимого зимой осеннего пальто. Рядом со студентами, что было раньше совершенно невиданным зрелищем, появились стриженые девицы в синих очках и коротких, до середины голени, платьях темного цвета.

В 80-х и 90-х гг., когда с университетскими вольностями было покончено, студентов одели в форменные сюртуки, тужурки и фуражки с синими околышами. Девушки носили строгие темные платья с белыми воротничками, гладко зачесанные волосы.

Трактир. Рисунок из журнала конца XIX в.

В пригородах — слободах — жили извозчики, мелкие ремесленники, огородники. В слободах сохранялся старинный уклад жизни. Вставали очень рано: мужчины шли пить чай в трактир, а женщины завтракали дома. Обедали тоже рано, в двенадцать часов. Потом все оставшиеся дома ложились спать, а часа в два снова начиналась жизнь. Ужинали часов в восемь и зимой тотчас же ложились спать; летом спать ложились около одиннадцати. По субботам ходили в баню.

В праздники пекли пироги. Обязательным было посещение церковной службы в дни храмовых праздников. К обедне шли всей семьей. Мужчины — в поддевках и длиннополых сюртуках, в добротных сапогах, намазав волосы коровьим маслом. Жены — в косыночках на головах и в красочных шалях на плечах. Дочки щеголяли в шелковых платьях, в шляпках с белыми перышками, в высоких ботинках на каблучках.

На рабочих окраинах была своя жизнь. Уровень доходов рабочих был таков, что они, как правило, не могли подражать средним слоям общества. В одежде рабочих сочетались городские и деревенские черты. Мужчины поверх деревенской рубахи носили пиджаки. Головным убором чаще всего был картуз с лаковым козырьком. На смену сапогам пришли ботинки. Женщины отдавали предпочтение ярким ситцевым платьям с узким верхом, ворот ничком-стойкой и широкой юбкой. На ногах носили кожаные ботинки.

Нередко рабочие были на «харчах» у своего хозяина. Ели из общей деревянной чашки деревянными ложками. За едой следил специальный староста по столу. Он распределял по мискам мясо и давал сигнал, когда можно было начинать еду. Поглощение пищи происходило по принципу «кто смел, тот два съел». Рабочие редко могли позволить себе пообедать в трактире или в специальной столовой, где за 10—15 копеек можно было съесть сайку или калач с горячей ветчиной или сосисками, а в посты — белугу или осетрину с хреном.

В местах скопления мастерового люда сновали лоточники, торговавшие дешевой снедью — горячими кишками, начиненными гречневой кашей и обжаренными в бараньем сале. В посты торговцы выходили с гороховым киселем, застывшим в лотках. С лотков продавались и гречневики, выпекавшиеся из гречневой муки в особых глиняных формочках — столбиках. На копейку торговец отпускал пару гречневиков. Он разрезал их вдоль и из бутылочки с постным маслом, заткнутой пробкой, сквозь которую было пропущено гусиное перо, поливал внутренность гречневика маслом и посыпал солью. В посты было много торговцев блинами. Их выносили из пекарни горячими, наложенными стопками на небольшие ручные лоточки.

В крупных городах существовали районы, в которых ютилась самая беспросветная беднота. В Москве это была Хитровка. Здесь в многочисленных притонах и ночлежных домах обитали «лишние люди», неудачники, преступники и пропойцы. Питались здешние обитатели кухонными отбросами, распаренными в кипятке.

Досуг горожан

В 70-х гг. в обычай горожан даже среднего достатка стали входить завтраки и обеды в трактирах и ресторанах. Там же проводились деловые встречи, совершались сделки. Особенно славилась трактирами Москва. В московских трактирах подавали только русские блюда: заливных поросят, суточные щи с кашей, уху, рассольники, отбивные телячьи котлеты, осетрину, Пожарские котлеты, блины, гурьевскую кашу, расстегаи, подовые пироги. Трактирные порции были огромных размеров при очень умеренной цене. По вечерам состоятельная публика посещала рестораны. Там процветала изысканная французская кухня, гостей развлекали цыганские хоры.

У трактира на рабочей окраине

К числу публичных увеселений относились маскарады. Зимними вечерами горожане посещали театры. Знать и богатое купечество откупали в театрах постоянные ложи. Дамы одевались в театр очень парадно, сопровождавшие их кавалеры были во фраках. На балконе собиралась публика попроще, а галерку занимали обычно студенты, которые громкими криками и бурными аплодисментами поддерживали любимых артистов. Популярностью пользовались скачки и бега.

У простого люда были свои развлечения. В дни храмовых праздников устраивались увеселения. Особенно веселыми были неделя на Масленицу и пасхальные дни. На свободных городских пространствах строились временные дощатые балаганы, тут же раскидывались торговые палатки с пряниками, орехами, блинами и пирогами, сооружались карусели, гремели духовые оркестры, наигрывали шарманщики.

Не забыты были и старинные игры: орлянка, городки и хороводы. Женщины, пока мужчины сидели в трактирах, собирали дома посиделки и вечеринки. На фабричных окраинах устраивались кулачные бои. Обычно стенка на стенку сходились между собой рабочие двух фабрик. Стенка планировалась заранее. Ее ход и состав участников обсуждались в фабричном трактире на «военном совете». В некоторых городах устраивались петушиные бои.

<<< К началу                               Окончание параграфа >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru