Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава II. Великая российская революция. 1917—1921 гг.

 

§ 16 Экономическая политика красных и белых (окончание)

Экономическая политика белых

Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор. Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и не удалось выработать чёткой позиции по этим и другим острейшим проблемам.

Законодательство правительства Колчака не предусматривало радикального разрешения аграрного вопроса и откладывало его до окончания Гражданской войны. Декреты советской власти объявлялись незаконными. Происшедшее за годы революции перераспределение земли юридически не закреплялось.

Правительство Деникина в марте 1919 г. опубликовало проект земельной реформы. Речь шла о сохранении за собственниками прав на землю, установлении для каждой местности тех или иных земельных норм и переходе остальной земли к малоземельным «путём добровольных соглашений или путём принудительного отчуждения, но и обязательно за плату». Окончательное решение земельного вопроса отодвигалось до полной победы над большевизмом и возлагалось на будущее Законодательное собрание. Пока же правительство Юга России потребовало предоставить владельцам захваченных земель третью часть всего урожая. Некоторые представители деникинской администрации пошли ещё дальше, начав возвращать изгнанным помещикам их земли и усадьбы.

Белые правители Севера России издали указ, по которому помещикам возвращался весь засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь. Пашня осталась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием. Но в условиях Севера наиболее ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков.

Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол — продразвёрстки и возвращения помещиков — выбирали первое.

Другим важным фактором перемены политических настроений крестьянства стала практика обеспечения белых армий продовольствием и фуражом. Не имея возможности централизованного снабжения своих армий, белые правительства перешли к практике самообеспечения. Каждое воинское подразделение самостоятельно определяло необходимое ему количество продовольствия и изымало его у крестьян. Насильственные реквизиции крестьяне воспринимали намного болезненнее, нежели действия большевистских продотрядов.

Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля

На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику Белого движения. Эта попытка связана с именем генерала П.Н. Врангеля.

25 мая 1920 г. был опубликован Закон о земле, автором которого был ближайший сподвижник П. А. Столыпина А. В. Кривошеин.

Документ
ИЗ СООБЩЕНИЯ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ВОПРОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВА П. Н. ВРАНГЕЛЯ

Сущность земельной реформы... проста... Земля — трудящимся на ней хозяевам. Эта руководящая мысль... опирается на два основных стремления: охранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени, от нарушений, насилий и захватов и передать трудящимся на земле хозяевам пригодные для ведения хозяйства земли, казённые и частновладельческие... За прежними владельцами часть их владений сохраняется, но размер этой части не устанавливается заранее... Плата за отчуждаемую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас... Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних её владельцев, расчёт с которыми Правительство признаёт обязательным.

Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля? Чем она отличается от аграрных преобразований, проведённых большевиками?

Пётр Николаевич Врангель (1878—1928)

    Пётр Николаевич Врангель (1878—1928) — барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Участник Русско-японской войны. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в гвардии. В Первую мировую войну командовал полком, бригадой, дивизией. В 1917 г. был произведён в генерал-майоры, но, как сообщает его послужной список, «вследствие большевистского переворота от службы врагам родины отказался и в командование корпусом не вступил». С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе Вооружённых сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

Создавались волостные земства и сельские общины, которые должны были стать органами крестьянского самоуправления вместо сельских Советов. Стремясь привлечь на свою сторону казачество, Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель. Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права. Но время было упущено.

В условиях ожесточённого противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство, было вынуждено смириться с военно-экономической программой большевиков, ясно давая понять, что оно не желает возвращения старых порядков. Это во многом обусловило победу красных

Запоминаем новые слова

Аннулировать — отменить, объявить недействительным.

Проверяем свои знания

1. В чём суть политики военного коммунизма? Какими причинами она была вызвана? 2. Каковы основные мероприятия политики военного коммунизма в промышленности? 3. В чём сущность продразвёрстки? Чем она отличается от продовольственной диктатуры? 4. Какие особенности имела аграрная политика белых правительств? 5. Каковы были реформаторские замыслы П. Н. Врангеля? Был ли шанс на их осуществление?

Учимся быть историками

1. Используя дополнительную литературу, в том числе художественные произведения, изучите повседневный быт и труд рабочих периода Гражданской войны. Напишите фрагмент дневника рабочего того времени с описанием одного типичного дня. 2. Подберите в Интернете фотографии или видеоматериалы времён Гражданской войны и сделайте презентацию на тему «Образы Гражданской войны» с использованием песен и текстов того времени. 3. О причинах победы красных спорили современники событий, спорят и историки. Называют, в частности, следующие факторы. Белые не смогли предложить народу привлекательной программы; преодолеть внутренние противоречия; остановить моральное разложение армии и тыла; удержаться от жестокого обращения с населением, террора. Красные имели признанного лидера; занимали выгодное военно-стратегическое положение; смогли в конечном счёте привлечь на свою сторону крестьянство; превратили страну, в том числе методом террора, в единый военный лагерь. Попробуйте расставить эти факторы в порядке их значимости. Объясните мотивы вашего решения. Используйте материалы § 14— 16. Обсудите свою работу в классе. Мнение авторов учебника смотрите в § 17. 4. Подберите высказывания историков, публицистов об уроках Гражданской войны. Выскажите свои соображения по этому вопросу.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru