Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава III. СССР на путях строительства нового общества

 

§ 23. Социалистическая индустриализация (окончание)

Положение рабочих. Стахановское движение

Вторая пятилетка была объявлена временем «поворота к человеку». «Человек — самый ценный капитал», «кадры решают всё», — провозгласил Сталин. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, а внушительные итоги второй пятилетки пробуждали надежду на дальнейшее улучшение жизни.

Однако отмена карточек не улучшила положения рабочих. Были ликвидированы коммерческие и введены единые цены значительно выше прежних, «нормированных» цен, по которым рабочие платили за продукты по карточкам.

Рабочие в принудительном порядке должны были подписываться на государственный заём в размере двух-, четырёхнедельного заработка. Эти деньги шли на нужды индустриализации. Жилищная плата была низкой, но жилищные условия не улучшались, население городов постоянно увеличивалось. Рабочие жили, как правило, в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств.

Ударная бригада женщин-строителей. Начало 30-х гг. XX в.

Рабочие хотели жить лучше прежде всего за счёт достижения высоких результатов в труде. Стахановское движение можно в определённой мере считать как отражением этого стремления, так и инструментом властей в его использовании для повышения норм выработки. В августе 1935 г. беспартийный шахтёр Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т угля вместо 7 т по норме. Почин Стаханова подхватили другие шахтёры, он распространился во многих отраслях промышленности. Газеты сообщали о достижениях Н. А. Изотова, А. X. Бусыгина, Е. В. и М. И. Виноградовых и др. В декабре 1935 г. ЦК ВКП(б) одобрил «инициативу трудящихся». Нормы выработки в промышленности были повышены на 15—20%.

Заработок стахановцев составлял в 1935 г. от 700 до 2000 р. в месяц. Они пользовались значительными привилегиями, их награждали орденами, они становились частью элиты советского общества.

Не все рабочие с одобрением относились к стахановцам. Многие испытывали неприязнь к экспериментам, которые приводили к увеличению норм выработки, продолжительности рабочего времени, существенной разнице в заработной плате. Своё недовольство они выражали частой сменой места работы, низким уровнем трудовой и производственной дисциплины, нередким явлением было хулиганство, пьянство. Правительство ответило усилением репрессивных мер. В декабре 1938 г. было принято решение о введении трудовых книжек, необходимых для предъявления при поступлении на работу. Ещё в 1932— 1933 гг. в городах и рабочих посёлках была введена паспортная система. В соответствии с законом 1931 г. объём социальных благ ставился в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. Неявка на работу сурово каралась: виновных немедленно увольняли, лишали продовольственных карточек, выселяли с занимаемой жилплощади. В дальнейшем все эти меры были значительно ужесточены.

Итоги первых пятилеток

Темпы роста тяжёлой промышленности в годы первых пятилеток были в 2—3 раза выше, чем в России перед Первой мировой войной. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. XX в. вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире — от 10 до 17 %.

СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы.

Но скачок в развитии тяжёлой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего лёгкой промышленности и аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, всё более широкого применения мер внеэкономического принуждения.

СССР за годы первых пятилеток совершил гигантский рывок в своём развитии. По абсолютным объёмам промышленного производства в конце 30-х гг. он вышел на второе место в мире. Однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

Исторические даты

1928—1932 г. — первая пятилетка.

1933—1937 г. — вторая пятилетка.

1935 г., август — начало стахановского движения.

Проверяем свои знания

1. Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР? 2. В чём заключались особенности социалистической индустриализации? 3. Что такое стахановское движение? Можно ли считать, что стахановское движение противоречило принципам плановой экономики? 4. Каковы были итоги индустриализации? В чём вы видите издержки форсированной индустриализации? 5. Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией ещё в начале века. В чём вы видите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг.? 6. Найдите на карте основные стройки первой пятилетки, промышленные предприятия, вошедшие в строй в годы второй пятилетки.

Учимся быть историками

1. Соберите данные по объёмам промышленного производства в целом и по 3—4 отраслям промышленности отдельно за 1913, 1928 и 1940 гг. Составьте графики или столбиковые диаграммы, иллюстрирующие это развитие. Сделайте выводы. 2. В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности? Оцените характер его аргументов. Какие соображения лежали в их основе — экономической или политической целесообразности? Обсудите это задание в классе. 3. Председатель ВСНХ Г. К. Орджоникидзе рассказывал о пуске Сталинградского тракторного завода: «Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков... сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику... Летом выпустили трактор, затем прошло 4—5 месяцев — ни одного трактора никак не могли выдать, ни деталей не можем сделать, ни собрать не можем». Составьте перечень причин, которые затрудняли немедленный выпуск продукции на новых заводах. Учитывайте экономические, социальные, политические, культурные факторы. 4. Подготовьте сообщение об одном из участников стахановского движения (мужчине или женщине). 5. Историк В. В. Роговин пишет: «Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать её за счёт шахты мягкой мебелью; выделить семейную путёвку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских». Прокомментируйте эти факты. Обсудите в классе экономические и социальные последствия стахановского движения.

<<< К началу параграфа                               Следующий параграф >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru