|
|
Главная >> История России. XX - начало XXI века. 9 класс. Данилов |
|
Глава VI. СССР в 1953 г. — середине 60-х гг. XX в.
§ 41. «Оттепель» в духовной жизни СССРПреодоление сталинизма в литературе и искусствеПервое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец». На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений. В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС. Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»). Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека. Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения. После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление и в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение». Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.
Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей советской системе, Хрущёв в своих выступлениях обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), но и скульпторы, художники, режиссёры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.
|
|
|