Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Тайны исторической науки

 

Цели и средства исторической науки: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    Один взгляд на цели истории

1. Древнегреческий историк Геродот. «История» (V в. до н.э.)

Геродот Галикарнасский излагает сии разыскания, дабы ни события с течением времени между людьми не истребились, ни великие и дивные дела, эллинами и варварами совершённые, не остались бесславными...

2. Древнеримский историк Тацит. «Анналы» (I-II вв.)

Я считаю главнейшей обязанностью «Анналов» (описания истории греков и римлян) сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве.

3. Российский историк В.О. Ключевский (XIX в.)

История - это фонарь, зажжённый в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее.

Судя по данным цитатам, цель исторической науки благородна или неприглядна? Объясните своё мнение, цитируя тексты.

    Другой взгляд на цели истории

1. Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (XIX в.)

История учит только тому, что она никого и ничему не учит.

2. Российский историк А.И. Филюш- кин. Лекция «Историческая наука в XX в.» (2005 г.)

. Вся практическая деятельность историков на протяжении веков нам демонстрирует, что история предназначена не только для попыток реконструировать прошлое, но и для выработки эффективных механизмов его подмены и забывания с теми или иными целями. Тогда историческое сознание можно определить как своего рода защитный механизм, предназначенный для спасения человеческого существования от социальных фобий и фрустраций. Способы «организованного забывания» в истории отработаны куда лучше, чем пути воссоздания, «как было на самом деле».

Судя по данным цитатам, основная цель исторической науки благородна или неприглядна? Объясните своё мнение, цитируя тексты.

Сравните изложенные взгляды о целях исторической науки: в чём они противоречат друг другу?

Какой вопрос возникает у вас на основании этого противоречия?

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

    Решение проблемы

Древний историк об историческом исследовании

На основе текста сформулируйте правила, которыми руководствовался Фукидид в своём исследовании. Сделайте вывод: цель истории благородна или неприглядна?

    Фукидид. История

Об источнике. Афинянин описывает историю Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) Афин и Спарты.

Вот какова была древность по моим изысканиям, хотя и трудно положиться на относящиеся сюда... свидетельства. Дело в том, что люди перенимают друг от друга предания о прошлом. без всякой критики. Столь мало большинство людей озабочено отысканием истины и охотнее принимает готовые мнения.

И всё же не ошибётся тот, кто рассмотренные мною события признает, скорее всего, в том виде, в каком я сообщил их на основании упомянутых свидетельств, кто в своём доверии не отдаст предпочтения ни поэтам, воспевшим эти события с преувеличениями и прикрасами, ни прозаикам, сложившим свои рассказы в заботе не столько об истине, сколько о приятном впечатлении для слуха, которые рассказывают о вещах, ничем не подтверждённых и за давностью времён, когда они были, превратившихся большей частью во что-то невероятное и сказочное.

Пусть знают, что события мною восстановлены с помощью наиболее достоверных свидетельств настолько полно, насколько это позволяет древность их. Что касается речей, произнесённых отдельными лицами, или в пору приготовления к войне, или во время уже самой войны, то для меня трудно было запомнить сказанное в этих речах со всей точностью, как то, что я слышал сам, так и то, что передавали мне с разных сторон друзья. Речи составлены у меня так, как, по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего, мог говорить о настоящем положении дел, причём я держался возможно ближе общего смысла действительно сказанного.

Что же касается имевших место в течение войны событий, я не считал согласным со своею задачею записывать то, что узнавал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и слышал то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого. Изыскания были трудны, потому что очевидцы отдельных фактов передавали об одном и том же неодинаково, но так, как каждый мог передавать, руководствуясь симпатией к той или другой из воюющих сторон...

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru