Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Тайны исторической науки

 

Цели и средства исторической науки: углублённый уровень (продолжение)

Анализ письменного исторического источника

Оцените, насколько, на ваш взгляд, использование схожего способа анализа источников даёт возможность историку реконструировать объективно истинную картину прошлого. Своё мнение аргументируйте.

Алгоритм анализа письменного источника составлен авторами учебника с использованием учебного пособия для студентов: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М.: РГГУ, 2000.

1. Определение цели чтения источника — зачем мы к нему обращаемся, что хотим узнать?

2. Внешняя характеристика источника:

    — В каких условиях был создан (эпоха, состояние общества).

    — Что могло повлиять на достоверность сведений (например, это показания на следствии; мемуары, написанные ради оправдания своих поступков, и т.д.).

    — С какой целью создавался (например, предназначался для частных лиц или публичного чтения).

    — Кто автор источника, что известно о его целях, интересах.

    — Когда был создан источник, насколько точна его датировка.

    — Это первоисточник или его адаптированная версия? (Например: сама рукопись, или её фотокопия, или буквальное воспроизведение рукописи в печатном издании, или отображение рукописи с адаптацией текста: перевод с древнего языка, с заменой устаревших слов, введением знаков препинания и т.п.).

    — Как источник попал в руки историков?

3. Интерпретация источника — установление смысла, который вкладывал в произведение автор, т.е. взгляд на произведение глазами человека прошлого; его замысел.

4. Анализ источника глазами современного человека:

    — Первичный: какие процессы и факты отражаются; степень объективности автора.

    — Глубокий: вычленение из источника тех единиц информации, которые отвечают на интересующие нас вопросы (см. пункт 1 — цель исследования); комментарии достоверности и объективности.

5. Вывод по интересующей нас проблеме: синтез, обобщение полученной информации — формулирование вывода по цели исследования.

Разные классификации методов исторической науки

Оцените, насколько, на ваш взгляд, использование данных методов исторического познания даёт возможность историку приблизиться к пониманию реально состоявшихся в прошлом событий. Своё мнение аргументируйте.

    1- я классификация методов

по материалам сайта Библиотека Гумер - гуманитарные науки (www.gumer.info)

    Специально-исторические методы:

Хронологический — предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Синхронный — предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе.

Диахронный — предполагает выделение в историческом процессе периодов, этапов по различным основаниям.

Статистический метод — анализ количественного подсчёта и систематизации фактов, представленных в исторических источниках по некой проблеме.

    2- я классификация методов

по материалам статьи современного историка М.В. Зеленова «Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников» (www. opentextnn.ru/history/?id-1943)

    Специально-исторические методы

Условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы — членение текста на составные элементы, применяется для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

Методы текстологии — логический анализ текста, позволяющий интерпретировать различные «тёмные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов даёт возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

Историко-политический анализ — сопоставление сведений различных источников, воссоздание обстоятельств политической борьбы, породивших документы, конкретизация состава участников, принявших тот или иной акт.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru