Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 1. Тайны исторической науки

 

Теории исторической науки: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    К. Маркс, немецкий экономист и философ. XIX в.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора...

В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации.

(К. Мapкc, Ф. Энгельс Соч. Т. 13. С 7.)

    А. Тойнби, английский историк. XX в.

...Тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией...

Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов...

(А. Тойнби. Постижение истории. - М., 1991. С. 85.)

Найдите противоречие во взглядах двух авторов на возможность существования единых универсальных законов исторического развития.

Сформулируйте проблему, вытекающую из этого противоречия.

Cравните с вариантом авторов (с. 366).

А. Тойнби

Критический анализ любого текста исторического содержания

Проанализируйте представленный ниже алгоритм и определите, что он даёт для формирования доверия к тому или иному источнику исторической информации (к книге, статье, телепередаче, фильму и т.д.), для его понимания, определения отношения к нему и т.п.

Алгоритм представляет последовательность действий, выполнение которых позволяет решить ту или иную задачу.

    1. Анализ текста до чтения.

1.1. Кто автор текста — профессиональный учёный-историк, журналист-публицист, писатель, политик и т.п.; давно ли он изучает данную тему; насколько глубоко он знает материал — исторические источники, их интерпретацию в научных работах или только в популярных произведениях и т.п.

1.2. Цель создания текста — к кому он обращён, какие задачи ставил перед собой автор. Примеры: поделиться результатом своего исследования; познакомить кого-либо с общепринятой и (или) альтернативной точкой зрения на ход истории; убедить кого-либо в правоте своей позиции; развлечь читателя, завладеть его вниманием; использовать исторический сюжет как аргумент для формирования определённых идей, настроений в современном обществе и т.д.

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru