Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 7. Зарождение народов России (XIII-XV в.): от Руси и Орды до России и татарских ханств — как появились современные народы?

 

§ 23. Создание Российского государства: углублённый уровень (продолжение)

Статья 62. О межах (границах владений)

Если кто из владений великого князя перепашет межу или перерубит пограничные знаки у владений боярина или монастыря, или кто из владений боярина или монастыря [нарушит границу] у владений великого князя, или кто из владений боярина или монастыря [нарушит границу] у владений боярина или монастыря, то виновного бить кнутом и истцу взыскать с него рубль [штрафа].

    Толкование некоторых слов и выражений русского языка XV в.

Юрьев день - религиозный праздник, день поминовения святого Георгия (Гюргия, Юрия) Победоносца, отмечаемый 26 ноября.

Двор - одно целое крестьянское хозяйство в составе деревенской общины. Представляет собой дом-избу и хозяйственные постройки (сарай, амбар для зерна, хлев для скота и т.п.), обнесённые общим забором, а также надел пахотной земли, закреплённый за этим двором в деревенской общине.

Рубль для XV в. не монета, а счётная единица - объём мелких серебряных денег. На 2-3 рубля в то время можно было купить боевого коня или деревню (в 1-2 двора с пашнями и лугами).

Полтина - название половины рубля (половина объёма серебряных денег).

Иностранные источники о Московской Руси XV-XVI вв.

Сообщение о России, продиктовано в 1486 г. в канцелярии Сфорца московским послом Г еоргом Перкамотой

Об источнике. Запись беседы, которая велась в канцелярии миланского герцога Галеаццо. Итальянский канцелярист записывал слова посла Великого князя Ивана III к герцогу. Послом был грек, именуемый «рыцарем и дворянином», который, вероятно, вырос в Италии (куда бежали многие знатные греческие семьи после захвата Константинополя турками), а потом выехал в Россию на службу к Ивану III. Миланский герцог заинтересован в сведениях о новом самостоятельном государстве, а посол Ивана III - о представлении государства своего господина в выгодном свете. Источник дан в отрывках и в переводе на русский язык, выполненном при публикации.

Проведите критический анализ источника (см. алгоритм анализа источника в § 1) и определите: в восприятии автора текста - Россия конца XV в. в большей степени европейская или азиатская страна (наследница Орды)? Сделайте записи в таблицу по решению проблемы.

...Вся страна Российская придерживается христианской веры, все жители крещены и соблюдают в своих обрядах греческий обычай. <...>

Он говорил, что в России есть большие города. <...> Деревень и сёл количество бесконечное, но все дома в этих краях сделаны из дерева, за исключением немногих, построенных для. епископов... и для государей и для некоторых других более мелких господ, которые начали строить из камня и кирпича на итальянский манер; он говорил, что они переняли эту манеру от итальянских мастеров и инженеров. <...>

Что говорят они на русском языке, который похож на словенский и на язык Богемии (Чехии. — Прим. ред.) и Польши, с небольшими различиями, как между нами (итальянцами. — Прим. ред.) и испанцами и французами. <...>

Во время войны они пользуются лёгкими панцирями, такими, какие употребляют турецкие мамелюки султана (выходцы из Орды. - Прим. ред.). <...> После того как немцы совсем недавно ввезли к ним самострел и мушкет, сыновья дворян освоили их. <...>

Говорил он, что государь очень любим и почитаем своими придворными и со своими придворными он обращается с большой простотой и щедростью.

    Иностранцы о древней Москве (Москва XV—XVII вв.) / Сост. М.М. Сухман. - М., 1991. С. 11-13.

Союз австрийского императора и московского государя

Австрийский император Максимилиан I Габсбург (Kaiser Maximilian I) титуловал Ивана III «белым царём» (Weisskunig) при заключении союза с ним в 1490 г. (Der Weisskunig. Eine Erzahlung von den Thaten Kaiser Maximilian des Ersten/Von M. Treitzsauerwein... nebst den von M. Burgmaier dazu verfertigten Hoizschnitten. Wien, 1775. S. 400, XXV. Weisskunig. Kaiser Maximilian I. Weisskunig. Stuttgart, 1956. Bd. 1-2. Цит. по: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. Примечание 130.)

Из послания ногайского хана Измаила Иоанну IV, 1555 г.

    Об источнике. Ногайский хан Измаил занял место кагана Ногайской орды после долгой междоусобной войны, значительно сократившей количество ногайцев, и его положение было весьма неустойчивым: на место кагана претендовали многие, в том числе основной его соперник Дербиш, весьма популярный у ногайцев. Поэтому в посланиях к Иоанну Измаил то называет себя его отцом, то уничижается, а Иоанна величает как должно.

Всего христианства государю, белому царю много-много поклон.

Из записок Антонио Поссевино о Московии

    Об источнике. Антонио Поссевино - первый иезуит, побывавший в России в 1582 г. Во время Ливонской войны Иван IV, наследник Василия III и Ивана III, озабоченный успехами Стефана Батория, обратился к папе Григорию XIII, чтобы тот помог с переговорами. Римская курия использовала ситуацию в свою пользу, и в Москву прибыл Антонио Поссевино, главной целью которого было склонить русского царя к подписанию унии с католиками. Известно, что во время публичного диспута Иван Грозный чуть было не убил папского посла.

Антонио Поссевино пишет в своём описании Московии, что царь убеждён: он — «могущественнейший и мудрейший правитель на свете», «наследник Монгольской империи».

    А. Поссевино. Исторические сочинения о России XVI в. — М.: МГУ, 1983.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru