Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

 

§ 5. Деспотии цивилизаций Древнего Востока: углублённый уровень (окончание)

    Л.С. Васильев

Об учёном. Леонид Сергеевич Васильев (р. 1930) — доктор исторических наук, специалист по истории Китая, проблемам перехода от первобытного общества к цивилизации, работал в Институте востоковедения РАН (Российской академии наук).

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры — европейская и неевропейская. причём второй. не были знакомы ни господство частной собственности, ни античное гражданское общество... Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских стран? <...> Если одна структура ведёт к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это создаёт не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию... Иными словами, противостояние Восток — Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток. в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках.

Для древневосточных структур. главным было стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Это и понятно: новые силы и тенденции. угрожали нормальному существованию устоявшейся структуры, подрывали эффективность традиционной политической администрации. Неудивительно поэтому, что повсюду, где товарно-денежные рыночные отношения и частнособственническая активность приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство рано или поздно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и решительными административными мерами изменяло её в свою пользу. от включения в текст законов Хаммурапи группы статей, ограничивающих продажу земельных наделов воинами, до широкомасштабной кампании Шан Яна (Китай. — Прим. ред.) против стяжателей. В первую очередь это касалось всех тех институтов, которые могли бы способствовать укреплению статуса собственника, выработке системы его правовых гарантий, каких-либо демократических процедур и т.п. Ведь они не случайно не появились вне Европы: их отвергала структура, видевшая в них, совершенно справедливо, угрозу для себя, для своей стабильности.

    Васильев Л.С. История Востока : учеб. пос. - М., 1998. С. 16-18, 227-230.

Древневосточные источники о власти деспотов

Сравните высказывания о власти древневосточных деспотов. Судя по ним, можно ли считать их правление деспотией (несправедливым, жестоким правлением)? Сделайте вывод по проблеме: деспотия - норма или аномалия?

    Вступление к законам вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.)

Об источнике. Законы были высечены при жизни царя Хаммурапи на каменном столбе из чёрного базальта, который, вероятно, стоял на одной из площадей Вавилона. Найден археологической экспедицией 1901-1903 гг. В настоящий момент хранится в музее Лувра (Париж).

Я — Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне [бог] Элиль и пастырство над которыми вручил мне [бог] Мардук. Я не был нерадив. Я открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними... Я искоренял междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надёжных местах и избавил их от страха... Я царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет [себе равных].

    Из историописания ассирийского царя Синаххериба (691 г. до н.э.)

Об источнике. История Синаххериба написана на шестигранной глиняной призме (высота - 38 см, ширина - 14 см), найденной во время раскопок руин столицы Ассирии Ниневии. Написана ритмизированной прозой на нововавилонском диалекте аккадского языка, с использованием большого числа ассирийских слов (аккадский и ассирийский - родственные семитские языки), вероятно для прославления царя и в пример его потомкам. Сейчас хранится в Британском музее (Лондон).

Я — Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой... первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов... Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить. 34 города я осадил, взял, разрушил, снёс, огнём спалил.

    Осуществляем проекты-исследования

Список литературы

    для подготовки сообщений, докладов, рефератов, например: «Отличительные особенности древнеегипетского искусства»

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. - М. : Искусство, 1976.

Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. - Томск, 2003.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru