Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

 

Империи Средиземноморья: базовый уровень (окончание)

Император Август

Сам Август использовал свою власть для установления «римского мира» и порядка, покровительствовал искусствам и наукам. Однако многие его наследники (Тиберий, Калигула, Нерон) прославились как жестокие тираны, тысячами казня тех, кого подозревали в непочтительности к императору. Тем не менее ко II в. («золотой век» Рима) упорядочившаяся имперская система устраивала многих. Крупные землевладельцы (сенаторы и «всадники») избавились от ужаса репрессий времён гражданских войн и получили возможность обогащаться за счёт сбора налогов с завоёванных колоний. Простые римские граждане (земледельцы, ремесленники, профессиональные воины) получили от стабильного государства защиту и возможность покупать дешёвых рабов из покорённых колоний. Многие жители провинций признали право Рима «силой смирять надменных». За службу в римской армии или администрации они получали права римского гражданства и многие связанные с этим преимущества. От Британии на севере до пустыни Сахара на юге, от Испании до Междуречья протянулись римские дороги, встали лагеря-города легионеров. Многие местные жители романизировались — перенимали латинский язык и греко-римскую культуру (алфавит, цифры, календарь, систему права, литературу, архитектуру и т.д.).

В этой обстановке в одной из римских провинций — Иудее — зародилась новая мировая религия — христианство. После подчинения Риму многие евреи, верившие в единого Господа, отказывались поклоняться «божественному императору». Одни боролись с оружием в руках, другие призывали к духовному очищению от грехов. Многие евреи верили в скорый приход посланника Бога — Мессии, который освободит их. По христианскому преданию, Мессией (по-гречески — Христом) стал Богочеловек Иисус из Назарета — Сын Господа и земной Девы Марии. Он проповедовал в Иудее в правление императора Тиберия, римского прокуратора Понтия Пилата (26-36 гг.) и еврейского первосвященника Иосифа Каиафы (18-36 гг.).

Добрый пастырь

Согласно христианским текстам — Евангелиям (написанным спустя несколько десятилетий), Иисус Христос собирал вокруг Себя учеников, творил чудеса (ходил по воде, исцелял больных), но главное — учил новому отношению к Богу и человеку. Вместо попыток кровавыми жертвами заполучить помощь многочисленных богов в земных делах Христос призывал возлюбить всем сердцем единственного Бога — Создателя мира, избавиться от грехов и спасти бессмертную душу для «вечной жизни в Царствии Небесном». Вместо римских правил: «по отношению к врагу всё дозволено!», «разделяй и властвуй!» — Иисус провозглашал: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Согласно Евангелиям, Иисус был обвинён в попытках возмутить народ против властей, предан суду, казнён на кресте, но воскрес из мёртвых, призвал учеников-апостолов проповедовать новую веру всем народам и вознёсся на небо к Отцу Своему. В сохранившихся исторических источниках первой половины I в. мало упоминаний об этих событиях. Однако уже на рубеже I—II вв. римляне пишут о том, что среди них появились общины христиан — учеников Христа.

В первые века новой эры христианство было лишь одним из многих восточных вероучений, распространившихся в Римской империи наряду с иудаизмом древних евреев, культом египетской богини Исиды, иранского божества Митры и т.д. Однако в ходе кризиса империи III в. (гражданские войны, нашествие варваров) очень многие римские граждане оставили веру в языческих богов и обратились к христианам, передающим слова Иисуса: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся... блаженны... жаждущие правды, ибо они насытятся...» (Мф. 5, 4—6). Многие императоры (Деций, Диоклетиан) пытались запретами и казнями бороться с христианами, среди которых были уже и богатые, влиятельные люди.

Тем временем Римская империя, выйдя из кризиса, преобразовалась из принципата в доминат (IV—V вв.). Император воспринимался как безусловный доминус (господин-хозяин) государства.

Римская империя I—II вв

Римская империя IV—V вв.

Экономической основой общества стали не самоуправляющиеся города-полисы, населённые средними хозяевами-рабовладельцами, а крупные земельные латифундии, в которых трудились колоны — граждане, за годы кризиса потерявшие часть свободы. Даже столица была перенесена из Рима в новый город — Константинополь. Его основатель — император Константин в 313 г. эдиктом о веротерпимости фактически признал христианство. Он же инициировал Первый Вселенский собор христианской церкви (325 г., город Никея). Соборы утвердили разработанные ранее основы веры и канонизировали христианские книги (Новый Завет), отвергнув часть христианских течений и сочинений как еретические. Через 60 лет император Феодосий признал христианство единственной религией империи, закрыв языческие храмы, запретив все культы, прекратив Олимпийские игры.

    Формулирование вывода и сравнение его с авторским

На разных этапах развития античной цивилизации (в эллинистических монархиях, в Римской республике, в Римской империи, после утверждения христианства) пределы политической и духовной свободы граждан существенно менялись.

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru