Главная >> История. С древнейших времён до середины XIX века. 10 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 3. Величие Древнего мира (III тыс. до н.э. — середина I тыс.): от «медных» царств до «железных» империй — как в мир пришли мировые религии

 

Империи Средиземноморья: углублённый уровень

    Постановка проблемы урока

    Нагорная проповедь Иисуса Христа. Евангелие (I в.)

«Вы слышали, что сказано: "око за око и зуб за зуб". А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 38-39).

«Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете...» (Лк. 6, 37).

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31).

«Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).

Исходя из текста Евангелия, предлагает ли христианство принципиально новые идеи, правила поведения или схожие были высказаны раньше?

    Золотое правило нравственности в текстах разных религий

Зороастризм. Дадистан-и-диник 94, 5 (ок. VII в. до н.э.): «Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя».

Иудаизм. Библия. Левит. 19, 18 (до VI в. до н.э): «Люби ближнего твоего, как самого себя».

Буддизм. Удана-Варга. 5, 18 (VI в. до н.э.): «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно». Конфуцианство. Аналекты. XV, 23 (ок. V в. до н.э.): «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам».

Индуизм. Поэма «Махабхарата» (ок. IV в. до н.э.): «Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам». Христианство. Евангелие от Матфея. 7, 12 (I в.): «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Иудаизм. Талмуд, Шаббат. 31а (ок. III в.): «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему».

Ислам. Сунна (VII в.): «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе».

Сравните эти тексты. Предлагало ли христианство принципиально новые правила или схожие были высказаны раньше?

Сравните два своих вывода по поставленным вопросам: в чём они противоречат друг другу? Сформулируйте проблему и сравните с авторской (с. 366).

    Решение проблемы

Римские источники об отношениях к рабам

Сравните нравственные нормы по отношению к рабам, отражённые в римских законах (Дигесты, Институции) и в источниках I в. (Сенека и Тацит). Сделайте вывод по проблеме: идеи христианства принципиально новы или схожи с тем, что существовало ранее?

    Дигесты Юстиниана (римское право)

Об источнике. Часть свода римского гражданского права, составленного в 529-534 гг. н.э. при византийском императоре Юстиниане, но отображающего правовую традицию, сложившуюся ещё до новой эры.

Следует другое деление с точки зрения права лиц: некоторые лица являются лицами своего права [т.е. полностью полноправны], некоторые подчинены чужому... Находятся во власти хозяев рабы, и эта власть относится к праву народов: ибо у всех народов мы можем одинаково наблюдать, что хозяева имеют над рабами власть жизни и смерти; и то, что приобретается посредством раба, приобретается господином...

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru