Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 4. Особенности католической Европы. X—XV века

 

§ 15. Культура католического мира

    Определяем проблему урока

    Справочные сведения

Богословы Средневековья говорили: «Я верую для того, чтобы понять!»

Судя по этому высказыванию, что было важнее для средневекового человека — вера в Бога или разумное объяснение мира?

    Справочные сведения

Пётр Абеляр (1079-1142), мыслитель, преподаватель одного из университетов Франции, учил: «Я должен понять, чтобы поверить».

Судя по этому высказыванию, что было важнее — пытаться понять мир или принять на веру его религиозное объяснение? Сравни с предыдущим выводом. Какой возникает вопрос? • Сравни с авторским (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Объясни значение слов: религия, наука, ересь. (Словарь)

Чем отличалась жизнь горожан XI—XV веков от жизни феодального мира?(§ 12)

Какие науки лежали в основе «семи свободных искусств»? (Введение, с. 21-с. 22 , § 1)

    Решаем проблему, открываем новые знания

Пробуждение Разума

    Почему с XI века часть европейцев пытаются осмыслить разумом то, что раньше принимали на веру? Что тебе кажется наукой, а что нет в деятельности исследователей природы XI-XIII веков? Сделай вывод о роли разума и веры для сознания европейцев Средневековья.

С ростом городов при главных соборах стали появляться городские школы. Будущие священники, художники, законоведы, купцы усваивали здесь «семь свободных искусств», заучивая тексты книг наизусть, не искажая их своими рассуждениями и вольнодумием. Ремесленникам, купцам, банкирам требовалось всё больше знаний для успешного ведения своих дел.

Лекция в средневековом университете

Нужны были люди, хорошо разбирающиеся в законах, чтобы они могли отстаивать права всего города и отдельных его жителей. Католической церкви были нужны более грамотные богословы для борьбы с еретиками. Стали появляться высшие школы — университеты (от латинского слова «объединение»). Такое «сообщество» профессоров и студентов впервые возникло в XI веке в Болонье, а к XV веку в Европе было уже около 60 университетов (парижская Сорбонна, (Оксфорд, Кембридж и др). Каждым из них управлял совет профессоров, который выбирал общего руководителя — ректора и деканов трёх факультетов — медицинского, богословского и юридического (законо- ведческого). Любой человек, окончив школу, мог стать студентом университета в своём городе, а мог отправиться в другой город или страну, так как везде преподаватели читали лекции и вели диспуты друг с другом на едином научном языке Европы — латыни. Везде можно было выучиться, написать научный труд и, защитив его, получить от профессоров университета звание магистра медицины, богословия или законоведения.

В XI веке в средневековых школах родилась «школьная философия», или схоластика (от латинского слова «школьный»), — учение, которое призвано было помочь богословам объяснять правильность христианской веры. Одним из учёных-схоластов был Фома Акви́нский (1225—1274), доминиканский монах, профессор университетов в Париже, Болонье, Пизе и Риме. Главным его трудом считается книга «Сумма богословия» (здесь «сумма» значит вершина знаний, обобщение их в систему). В своём сочинении Фома Аквинский как бы вступает в спор с мистиками, то есть с теми, кто считает, что веру в Бога достаточно подтверждать чувственными переживаниями. Фома Аквинский утверждал, что вере должен служить разум. Надо использовать рассуждения, доказательства, чтобы отстоять свою точку зрения и поддержать католическое учение. Фоме Аквинскому принадлежит молитва, в которой разум и вера не противостоят друг другу, а дополняют друг друга: «Господь Бог мой, дай мне ум, чтобы знать Тебя, усердие, чтобы искать Тебя, мудрость, чтобы найти Тебя, жизнь, чтобы угождать Тебе, непоколебимое упорство и надежду припасть к Тебе однажды».

Фома Аквинский

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru