Главная >> История Средних веков. 6 класс. Данилов

 

 

 

 

Глава 3. Пророки и завоеватели Востока. VII—XIII века

 

§ 9. Рождение исламского мира

    Определяем проблему урока

    Справочные сведения

При взятии Александрии Египетской мусульманский военачальник приказал сжечь античные рукописи, оставшиеся от знаменитой Александрийской библиотеки, заявив: «Если книги эти содержат то же самое, что содержит Коран, они ни на что не нужны; если же они противоречат Корану, то их следует уничтожить».

Судя по этому источнику, как можно оценить арабские завоевания?

    Арабские историки о взятии Дамаска

«...Главнокомандующий арабов... дал жителям неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стен города. Он обещал, что ни один из домов не будет разрушен и не будет занят. А все жители Дамаска должны заплатить поголовную дань. А позже все жители Дамаска стали отдавать халифам треть урожая».

«Сами жители потом говорили про арабов: "Ваше правление и ваша справедливость нравятся нам больше, чем та несправедливость и те обиды, которым мы подвергались (при ромеях)"».

Судя по этому источнику, как можно оценить арабские завоевания?

Сравни два своих вывода — какое наблюдается противоречие? Сформулируй проблему и сравни её с вариантом авторов (с. 273).

    Вспоминаем то, что знаем

Вспомни, чем одна цивилизация отличается от другой.

Объясни значение слов: ислам, мусульмане, Коран. (Словарь)

Что главное изменил пророк Мухаммед в жизни арабских племён? (§ 8)

    Решаем проблему, открываем новые знания

Завоевания арабского халифата

    Какие, на твой взгляд, причины, обстоятельства способствовали успеху арабских завоеваний? Какие отличительные черты государственной жизни можно выделить в исламской цивилизации? Сделай вывод о значении арабских завоеваний.

В 632 году пророк Мухаммед скончался. Его ближайший сподвижник — купец и воин Абу Бекр — произнёс перед собранием плачущих мусульман: «Для тех, кто верил в Мухаммеда, должен сказать, что он умер, для тех, кто верит в Аллаха, говорю — он был и будет всегда!» Именно Абу Бекра мусульмане выбрали своим новым руководителем — «заместителем пророка», по-арабски — хали́фом. Он одевался в такую же одежду, как простые мусульмане, но носил меч пророка — знак высшей государственной власти («эмират») и плащ пророка — знак высшей духовной власти («имамат»). Решения халифа должны были обеспечивать благоденствие правоверных и соответствовать проповедям Мухаммеда, отражённым в Коране. На их основе сложились мусульманские законы и правила, судебные обычаи, которые называют шариа́том («прямой, правильный путь»), В соответствии с ними грех является и государственным преступлением, за которое полагается наказание от государства — Ара́бского халифата.

    Халиф Абу Бекр

Жизнь арабов-мусульман отличалась от жизни соседей. Мухаммед запретил ростовщичество (выдача денег в долг с прибавками-процентами), так как это несправедливо; употребление в пищу мяса свиньи (нечистого животного), питье вина (оно затмевает разум и сбивает с истинного пути). Однако эти ограничения человек должен научиться сам накладывать на себя, имея свободу выбора, как имел её Мухаммед, когда Аллах предлагал ему на выбор кувшин молока или кувшин вина. Мухаммед подтвердил принятое у арабов многожёнство, так как оно позволяет богатому мужчине заботиться о вдовах и их детях. Мусульманским женщинам было предписано закрывать своё лицо платком (чадро́й). На мусульманских знамёнах и мечетях стали помещать полумесяц, так как Мухаммед утвердил для мусульман лунный календарь — «12 месяцев Аллаха» (354 суток) без придуманных людьми «вставных дней, увеличивавших неверие».

    По карте определи: 1. Какие страны были завоёваны первыми халифами (VII век), какие — к IX веку? 2. На землях каких цивилизаций расположился Арабский халифат?

Ещё пророк Мухаммед рассылал соседним государям предложения принять истинную веру, пока Аллах не отобрал их царства. Первый халиф повёл мусульманских всадников на войну с неверными — начал джихад против Византии и Ирана. Несущиеся в битву воины помнили пророчество Мухаммеда о том, что тот, кто будет убит в войне с неверными, сразу попадает в рай. Жители многих византийских городов, Сирии, Палестины, Египта отчаянно сопротивлялись захватчикам, но некоторые сами сдавались мусульманам, так как они обещали не принуждать их менять веру в обмен на уплату налога. После четырёх месяцев осады новый халиф О́мар (634—644) принял ключи от крепостных ворот «святого города» Иерусалима. На Храмовой горе, где раньше находился описанный в Библии храм Господа Бога, халиф повелел поставить новый храм — мечеть «Купол скалы».

Продолжение >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru