Главная >> Литература 5 класс. Коровина

Фёдор Иванович Тютчев

 

«Как весел грохот летних бурь...». «Есть в осени первоначальной...»

Как весел грохот летних бурь...

    Как весел грохот летних бурь,
    Когда, взметая прах летучий,
    Гроза, нахлынувшая тучей,
    Смутит небесную лазурь
    И опрометчиво-безумно
    Вдруг на дубраву набежит,
    И вся дубрава задрожит
    Широколиственно и шумно!..

    Как под незримою пятой,
    Лесные гнутся исполины;
    Тревожно ропщут их вершины,
    Как совещаясь меж собой, —
    И сквозь внезапную тревогу
    Немолчно слышен птичий свист,
    И кой-где первый жёлтый лист,
    Крутясь, слетает на дорогу...

Фонохрестоматия

Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

Сравните летний пейзаж в стихотворениях Ф. И. Тютчева и И. С. Никитина. Чем отличаются по настроению эти стихи о лете? Как это различие передают актёры?

Есть в осени первоначальной...

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора —
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто всё — простор везде, —
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко ещё до первых зимних бурь —
    И льётся чистая и тёплая лазурь
    На отдыхающее поле...

Фонохрестоматия

«Есть в осени первоначальной...»

1. Внимательно прослушайте музыкальное сопровождение этого стихотворения Ф. И. Тютчева. Какие оттенки настроения добавляет музыка тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая стихотворение?

2. Как красиво, музыкально звучат слова: «хрустальный», «лучезарны вечера...»! Как переливаются звуки [л] и [р] в исполнении актёра! Постарайтесь так прочитать стихотворение, чтобы передать прелесть плавной мелодии стиха, светлое, ясное настроение.

    «Золотая осень». Худ. И. Остроухой

    «Зимняя дорога». Худ. Л. Каменев

 

 

Рейтинг@Mail.ru