Главная >> Литература 5 класс. Часть 2. Коровина

 

Русская литература XX века

 

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните название рассказа?

2. От какой беды и как спас деда заяц? В чём перед ним провинился дед?

3. Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

4. Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты характера Вани проявились в истории спасения зайца?

5. Найдите в тексте рассказа описания жаркого полдня, надвигающейся грозы. Какие силы природы олицетворяются в этих описаниях? Что вы можете сказать о характере и поведении облаков, грома, молний?

Фонохрестоматия

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

1. В начале рассказа Ваня разговаривает с ветеринаром и бабкой Анисьей. По тону разговора, по тому, какие слова говорят ветеринар и бабка Анисья, как они обращаются к собеседнику, дайте характеристику этим персонажам.

2. Чем вам запомнилась речь аптекаря?

3. Почему в диалоге доктора Карла Петровича и деда доктор сердился, а дед волновался и сбивался? Как это звучит в чтении актёра?

4. Какие чувства, мысли, события дед сумел вложить в своё короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле...»?

5. Подготовьтесь к выразительному чтению рассказа, представив себе внешний вид, характер, манеру говорить всех персонажей произведения.

Обогащаем свою речь

1. Расскажите и вы случай из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

Чтобы создать даже небольшой рассказ, нужно вспомнить, что рассказом мы называем прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях.

2. Каким одним словом можно заменить описание — «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

3. Подберите синонимы к словам и словосочетаниям:

    печальное —
    бесшумные —
    яви милость —
    утки зябли —

4. Найдите в рассказе примеры просторечной лексики.

5. Какие слова героев рассказа показывают их особое отношение к зайцу («живая душа», «милый» и др.)?

 

 

Рейтинг@Mail.ru