Главная >> Литература 6 класс. Часть 1. Коровина

Ф. И. Тютчев

 

Стихотворение «Неохотно и несмело...»

«Неохотно и несмело...» Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы. В стихотворении «Неохотно и несмело...» робкое солнце освещает и греет поля. Но вот приходит весенняя гроза, и наступление весны, её победа над зимой становятся ощутимее и очевиднее. Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной и сама в смущении удивляется этому чудному преображению. Теперь уже никак нельзя сомневаться, что весна пришла и начала своё победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле.

         * * *

    Неохотно и несмело
    Солнце смотрит на поля.
    Чу, за тучей прогремело,
    Принахмурилась земля.

    Ветра тёплого порывы,
    Дальний гром и дождь порой...
    Зеленеющие нивы
    Зеленее под грозой.

    Вот пробилась из-за тучи
    Синей молнии струя —
    Пламень белый и летучий
    Окаймил её края.

    Чаще капли дождевые,
    Вихрем пыль летит с полей,
    И раскаты громовые
    Всё сердитей и смелей.

    Солнце раз ещё взглянуло
    Исподлобья на поля,
    И в сиянье потонула
    Вся смятенная земля.

Размышляем о прочитанном

1. Какие картины природы видятся вам при чтении стихотворения? Какое настроение передаёт вам поэт?

2. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

3. Какой приём используется поэтом в поэтических выражениях: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «Солнце раз ещё взглянуло исподлобья на поля, и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приёма достигается?

4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?

Фонохрестоматия

«Неохотно и несмело...»

1. Как актёр передаёт нарастание стремительности грозы? Какие выразительные средства художественного чтения помогают в этом?

2. В первой и последней строфах описывается освещённая солнцем земля. В чём различие этих картин? Как это различие передаёт актёр?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав смену переживаний лирического героя.

 

EOD; } ?>

 

Рейтинг@Mail.ru