Главная >> Литература 6 класс. Часть 1. Коровина

А. А. Фет

 

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

«Ель рукавом мне тропинку завесила...» В лесу одинокого поэта одолевают разные и противоречивые чувства и настроения. Вследствие этого он не может понять, что же происходит с ним. Казалось бы, поэт наедине с природой, которую он любит. Природа манит его и пугает. Так создаётся ощущение колдовства, зачарованности: ель закрывает от поэта тропинку, «гудёт» ветер, кружатся отпавшие с ветвей «мёртвые» листья, всё шумит и колышется, сбивая с верного пути. Но неожиданно до слуха доносится звук «тонко взывающего рога». Значит, жильё недалеко. И вот «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом: он выходит к людям, которые послали ему свой привет.

За природными образами фетовского стихотворения встаёт и другой смысл: из дикой природы, из кружения по тёмному лесу, до пугаемого ветром и «мёртвыми» листьями «странника бедного» доносится «зов» культуры, нежность человеческого общения, поднимающая дух в борьбе с препятствиями и взывающая к жизни и любви.

            * * *

    Ель рукавом мне тропинку завесила.
            Ветер. В лесу одному
    Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
            Я ничего не пойму.

    Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,
            Листья кружатся у ног.
    Чу, там вдали неожиданно слышится
            Тонко взывающий рог.

    Сладостен зов мне глашатая медного!
            Мёртвые что мне листы!
    Кажется, издали странника бедного
            Нежно приветствуешь ты.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»?

2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?

Творческое задание

О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело...»)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фонохрестоматия

«Ель рукавом мне тропинку завесила...»

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?

3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему?

4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?

5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?

6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.

 

 

Рейтинг@Mail.ru