Главная >> Литература 6 класс. Часть 1. Коровина

Русские писатели XIX века

 

Биография Н. А. Некрасова

    Н. А. Некрасов

В одиннадцать лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Это учебное заведение не было похоже на пушкинский Лицей, здесь не создавались рукописные журналы, а учителя словесности мало интересовались литературой. Но Некрасов в это время очень много читал — Пушкина и Байрона, журналы, в которых печатались новые произведения. Пробовал он и сам писать стихи: шутливые, о друзьях и учителях — для всех, серьёзные — для себя. После пятого класса отец взял Некрасова из гимназии и отправил в Петербург, чтобы он поступил там в Дворянский полк — военную школу.

Однако юноша решил поступать в Университет, потому что хотел получить хорошее образование. Он написал об этом отцу, а разгневанный отец отказался помогать ему. И шестнадцатилетний Некрасов оказался в тяжёлой нужде, жил случайными заработками: писал крестьянам письма и прошения за несколько копеек, переписывал роли для актёров. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день», — вспоминал он. Юноша вынужден был продать всё, что у него было, и в пустой полуподвальной комнате, откуда хозяйка вынесла всю мебель за неуплату, лёжа на голом полу, сочинял стихи.

    Карабиха. Художник В. А. Пташинский

В Университет Некрасов поступить не смог, но был допущен к посещению лекций вольнослушателем, то есть без «казённого содержания».

Конечно, заботы о заработке позволяли учиться только урывками, и Некрасов жалел об этом всю жизнь. Но он упорно трудился: много читая, писал стихи и пьесы, рассказы и повести, критические статьи и рецензии. Наконец поэт выбрался из нужды: его водевили шли на сценах театров, в журналах появились его стихи и повести. Он познакомился с литераторами, особое значение имела для него встреча с Белинским. До поздней ночи говорили они о литературе и о жизни. А когда Некрасов прочитал Белинскому своё стихотворение «В дороге» о судьбе крестьянской женщины, великий критик обнял его и сказал взволнованно: «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!»

Поэт смотрит на людей с любовью, и потому в самых обыкновенных на первый взгляд людях он видит красоту души. Вспомните замечательных ребят в стихотворении «Крестьянские дети» — с каким живым интересом относятся они ко всему: и к труду, и к забавам. Вспомните стихотворение «На Волге» о трудной доле бурлаков, поэму «Мороз, Красный нос», прославляющую крестьянский труд, красоту женщины-труженицы, стихотворение «Школьник», герой которого, возможно, будущий Ломоносов. Вот старый Мазай, спасающий зайцев в половодье («Дед Мазай и зайцы»), крестьяне, которые берегут соловьёв в своей роще и любят слушать их пение («Соловьи»). Герои Некрасова — труженики, любящие жизнь, людей, родную природу.

Своими стихами Некрасов открыл прекрасное и поэтическое там, где раньше этого не замечали. При этом он обращается к обыкновенному, простому человеку. Поэт говорит людям: смотрите, какие несметные богатства в вашей душе, вы достойны лучшей жизни, ваша судьба в ваших руках. Особую надежду возлагал Некрасов на детей, которые будут читать умные книги и узнают истину. И народ услышал слово поэта, недаром многие стихи его стали народными песнями: «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»), «Коробейники» («Ой, полна, полна коробушка...»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося...»).

В 1862 году Некрасов написал стихотворение «Железная дорога». Мы читаем в стихотворении о тяжелейшем каторжном труде рабочих. Мы глубоко сочувствуем этим людям. Но мы понимаем и то, что их труд — великий подвиг, и у нас возникает чувство гордости за простых тружеников.

Проверьте себя

Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта? Используя материалы сайта http://www.museum.ru/M587, подготовьте сообщение о музее поэта в Карабихе.

 

 

Рейтинг@Mail.ru