Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 2. Общество как мир культуры

 

§ 14. Религия и религиозные организации (окончание)

Проблема поддержания межрелигиозного мира

Государство и общество активно поддерживают различные формы социального служения религиозных объединений. Из государственного бюджета выделяются средства на реставрацию, содержание и охрану храмов и других объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Каждому, кто посещает памятное для россиян место — монумент на Поклонной горе в Москве, бросается в глаза, что здесь неподалёку друг от друга расположены культовые сооружения православных, иудеев и мусульман. Это место поклонения погибшим за Родину, которых не разобщила принадлежность к различным религиям.

Складывается система государственных органов, существует штат сотрудников, осуществляющих связь с религиозными объединениями. Религиозные деятели приглашаются в различные консультативные советы при федеральных и региональных органах власти.

В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объединении усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.

Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы. Каковы факторы риска, угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

Во-первых, религиозная нетерпимость, особенно если она перерастает в антагонизм. При учёте чаяний, нужд, интересов более многочисленных и влиятельных религиозных организаций никто не должен попирать законные права или оскорблять религиозные чувства меньшинства. Сотрудничество религиозных организаций различных конфессий возможно в самых разных вопросах: от благотворительности и милосердия до совместных экологических и миротворческих программ.

Во-вторых, расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им. Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число, по разным оценкам, доходит до 300—400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, в них обычные формы религиозной жизни сведены к минимуму.

Учёные-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жёстко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведёт к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учёбу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).

Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.

Политикам, безусловно, приходится учитывать специфику различных религиозных организаций, строя с ними свои отношения.

Словарь

конфессия, мистерия, церковь (лат. confessio — исповедание) — вероисповедание. Конфессиями стали называть религиозные общины (церкви), связанные общностью верования, в связи с возникновением различных течений протестантизма (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.).

Мистерия (греч. mysterion — таинство, тайна) — у античных народов и народов Древнего Востока тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвящённые; жанр средневекового западноевропейского религиозного театра на сюжеты Ветхого или Нового Завета.

Церковь (греч. kyriakon — дом господний) — самостоятельная и самоуправляемая религиозная организация, объединяющая единоверцев и противопоставляющая их представителям иных верований на основании особых вероучения и культа.

Практические выводы

1. Миллионы людей на Земле верят в Бога. Немало и тех, кто не разделяет этой веры. Среди верующих есть приверженцы различных религий. Разделение людей по религиозному признаку порождало непримиримые противоречия, а иногда прямые столкновения. Нам пора научиться понимать и принимать людей, придерживающихся иных, чем наши, взглядов. Общность проблем и задач, неизбежно встающих перед каждым поколением, определяет необходимость терпимого отношения к оппоненту, ищущему собственное решение общих проблем.

2. Важной стороной жизни современного человека является соблюдение требований российского законодательства, в том числе в вопросах, регулирующих общественный статус религиозных организаций.

3. Необходимо бережно относиться к огромному культурному наследию, созданному нашими предками, проявлять уважение к духовно-нравственным традициям народов России, принимать живое участие в сохранении памятников культуры.

Документ

Фрагмент работы Н. А. Бердяева «Духовное состояние современного мира».

Проблемы техники, проблемы справедливой организации социальной жизни, проблемы коллективизации в их отношении к вечной ценности человеческой личности не разрешены из христианства и по-христиански, в свете христианской богочеловеческой истины. Не освящена творческая активность человека в мире. Кризис, происходящий в мире, есть напоминание христианству о неразрешённых задачах, и потому он есть не только суд над безбожным миром, но и суд над христианством. Основная проблема наших дней не есть проблема о Боге, как думают многие, как часто думают христиане, призывающие к религиозному возрождению, — основная проблема наших дней есть, прежде всего, проблема человека. Проблема о Боге есть вечная проблема, проблема всех времён, она всегда первая и исходная, но проблема нашего времени есть проблема о человеке, о спасении человеческой личности от разложения, о признании и назначении человека, о разрешении основных вопросов общества и культуры в свете христианской идеи о человеке.

Вопросы и задания к документу

1. В чём философ видит основную проблему своего времени? 2. Сохраняет ли она своё значение и в наши дни? Обоснуйте свой ответ. 3. Насколько справедливы, по вашему мнению, упрёки мыслителя, адресованные христианским церквам?

Вопросы для самопроверки

1. Какие черты присущи религиозному сознанию? 2. Какие религии и почему относятся к мировым? 3. Что характеризует религию как общественный институт? 4. Чем характеризуется современный этап государственно-церковных отношений в нашей стране? 5. С чем, по вашему мнению, связан резкий подъём интереса к религии в российском обществе в последние десятилетия? 6. Что помогает поддерживать межрелигиозный мир?

Задания

1. Опираясь на мысли Н. А. Бердяева, изложенные в документе, а также на материалы параграфа, напишите эссе «Проблема Бога и человека в современном обществе».

2. Подберите материалы из периодической печати, характеризующие деятельность современных религиозных организаций по следующим направлениям (одному или нескольким): хозяйственно-экономическая деятельность, социально-медицинская сфера, военно-патриотическая деятельность, культурно-просветительская работа.

3. Одним из проявлений межконфессиональных противоречий в прошлом человечества были религиозные войны. Из курса истории вам известно, к каким трагическим последствиям они приводили. Какие меры могут предотвратить опасность возникновения вооружённых столкновений на основе межконфессиональной вражды? Назовите факты, которые, с вашей точки зрения, характеризуют развитие диалога между различными религиозными организациями в России.

Мысли мудрых

«Никто не становится хорошим человеком случайно».

Тит Макций Плавт (ок. 254 — ок. 184 г. до н. э.),
римский писатель

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru