Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 2. Общество как мир культуры

 

§ 16. Массовая культура (продолжение)

Что привело к появлению массовой культуры?

Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, секуляризация культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования. Таким образом, появление массовой культуры связано с глубокими общественными изменениями, а не с внезапной «порчей вкуса» огромного числа людей.

Впечатляющий рост производительности труда, социальные реформы способствовали появлению у массы «простых людей» денежных средств сверх абсолютно необходимых для поддержания их существования. При этом у работающих людей появился досуг — социально значимое свободное время, а также возник платёжеспособный спрос на те товары и услуги, которые помогают его провести. Рынок ответил на этот спрос соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы помочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного, «стандартного» труда.

В индустриально развитых странах осуществлялись меры, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 1880 г. в Великобритании было введено обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце XIX столетия была отменена плата за обучение в начальной школе.

Изменения происходили и непосредственно в сфере культуры.

В обществе всегда существовала культура, создаваемая не самим народом, а для народа. К примеру, в Средние века она находилась в основном в рамках церковной традиции. Некоторые признаки роднят её с массовой культурой. Для её восприятия не нужна была специальная подготовка, образованность. Она базировалась на универсальных психологических механизмах восприятия, обращалась к эмоциональной сфере, была рассчитана на людей с разным уровнем развития. Но есть, конечно, и принципиальные различия: культура, развивавшаяся в лоне церкви, обращала человека к высшим духовным ценностям, чего не скажешь о массовой культуре.

С XIV в. в Европе начался переход от церковных жанров искусства к светским: от храма к дворцу, от иконы к портрету и пейзажу, от песнопения к опере. Но эта светская культура была востребована только образованными слоями общества, т. е. была элитарной. В нашей стране вершиной этой культуры стала русская классическая литература XIX в., которая, в силу неграмотности абсолютного большинства российского населения, была фактом культурной жизни для довольно узкого круга дворянской и разночинной интеллигенции.

На рубеже XIX и XX вв. культурное развитие общества сделало новый виток: «культура для образованных», продолжая существовать, стала уступать место «культуре для всех». Очень быстро оформились основные жанры и направления массовой культуры. Первыми стали произведения, выходящие, как сказали бы сегодня, на бумажных носителях — беллетристика, комиксы, бульварная пресса.

Технические достижения способствовали появлению кинематографа, который был назван «самым массовым из искусств». Понятно, что просмотр фильма, в отличие от прочтения даже бульварной газеты, не требует и элементарной грамотности. Широко распространилась фотография. И, наконец, была изобретена граммофонная запись, что открыло широкую дорогу такому направлению массовой культуры, как лёгкая музыка.

В середине прошлого века технические возможности массовой культуры стали ещё более значительными, прежде всего благодаря развитию радио и телевидения. И наконец, последнее десятилетие прошлого века ознаменовалось бурным развитием Всемирной компьютерной сети — Интернета.

Средства массовой информации и массовая культура

Представим себе воскресный день типичной городской семьи. После завтрака, пока взрослые заняты домашними делами, младшая дочь — дошкольница смотрит по телевизору мультфильмы, её брат-подросток «блуждает» по Интернету. После обеда папа с газетой «Спорт-экспресс» прилёг на диван. Мама моет посуду под музыку ретро, которую передаёт «Радио России». Бабушка внимательно следит за развитием событий в 121-й серии сериала. Вечером подросток с друзьями отправляется в кинотеатр на просмотр очередного боевика, бабушка дремлет, не выпуская из рук журнала «Домашние заготовки», мама смотрит итоговую новостную телепередачу, папа «бродит» по интернет-сайтам.

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и «мировая паутина» — всё это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой. Эти каналы получили название средств массовой (поскольку сообщение поступает сразу к большим группам людей) коммуникации, они проникают в самые отдалённые уголки планеты, в самые широкие слои общества. У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя, согласимся, информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. Они стали издаваться во многих европейских странах. 2 января 1703 г. в соответствии с указом Петра I в России начала выходить газета «Ведомости». В XIX в. произошло разделение на так называемую качественную и массовую прессу.

В США начала свою активную жизнь жёлтая пресса — типичный продукт массовой культуры. В газете одного медиамагната, публиковавшей сенсации и сплетни, напечали комикс о похождениях ушастого мальчика Микки Дугана, неизменно изображавшегося в жёлтой рубашке до пят. С тех пор название «жёлтая пресса» закрепилось за изданиями, делающими ставку на скандальные материалы, не связывающими себя этическими нормами и ограничениями. Именно среди издателей такой прессы утвердилось мнение, что газета без сенсации годится лишь на то, чтобы заворачивать в неё рыбу. Одна из разновидностей таких изданий вскоре получила название «таблоид».

В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознаменовался созданием Интернета.

С 1970-х гг. утверждается тезис о возрастающем влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. Это не случайно. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. К примеру, первое выступление «Битлз» в США, проходившее в 1964 г. в Карнеги-холле в Нью-Йорке, смотрели по телевидению 73 млн человек. До этого подобная по численности аудитория казалась фантастикой.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях глобализации. Об их проникновении во все уголки планеты говорит, например, факт, описанный в книге американского учёного Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдалённой пустынной местности, за много километров от ближайших дорог и электрических линий, они заметили палатку бедуинов, снабжённую спутниковой антенной и генератором тока для приёма телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» — восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ведёт к нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия народов.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru