Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

 

§ 21. Предпосылки правомерного поведения (окончание)

Словарь

Правовое воспитание — система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Практические выводы

1. Знание определённого минимума правовой информации способствует повышению вашей социальной защищённости. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет труднее обмануть, ввести в заблуждение. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.

2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).

3. Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надёжным партнёрам в любом деле.

Документ

Из работы русского философа И. А. Ильина (1883—1954) «О правосознании».

...Если человек хочет видеть свои личные права ограждёнными и защищёнными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в её устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчинённого гражданина он должен принять закон в своё правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними — он всё-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность — совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нём свободным.

Вопросы и задания к документу

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин? 2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества. 3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

Вопросы для самопроверки

1. Что такое правосознание? 2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания. 3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание? 4. Каковы основные функции правовой культуры? 5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки? 6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере? 7. Каковы предпосылки правомерного поведения? 8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Задания

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбо- нье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

    — «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
    — «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
    — «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы».

3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

Мысли мудрых

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (1782—1854), французский писатель, философ

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru