Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Обществознание 10 класс

 

Заключение. Человек в XXI в. (продолжение)

Среди важнейших умений можно назвать умение использовать современные средства коммуникации. Оно необходимо для эффективного включения человека во все сферы жизни общества. Вместе с тем существуют и риски «успешного пользователя»: виртуальная реальность может вытеснить из жизни реальные коммуникации — дом, семью, дружеское общение, создавая их имитацию. Человек перестаёт различать главное и второстепенное не только в потоке информации, но и в собственной жизни.

Превращение информации в важнейший ресурс создаёт новую ситуацию для каждого человека: в более выгодном положении оказывается тот, кто способен быстрее применить полученную информацию, используя её для приращения «старого» знания или в качестве инновации. Не случайно одним из любимых афоризмов известного предпринимателя Стива Джобса (1955—2011) были слова: «Я мчусь туда, где шайба будет, а не туда, где она была». Мобильность и постоянная готовность к действию — вот качества, которые помогают достигать успеха. «Не накапливать, а использовать и менять на новое» — один из возможных лозунгов новой эпохи. Какие же риски таит в себе подобный подход?

Прежде всего этот принцип охватывает не только деловую информацию. Он может касаться всех явлений и процессов окружающей и личной жизни, включая чувства, привязанности, идеологию. Безудержное стремление к новому, выгодному в определённой ситуации заставляет отказаться от истинных ценностей. На первое место выходит потребление, и материальное выступает как замена духовного. Постоянное удовлетворение новых желаний ведёт к усталости и опустошению. Психолог, социолог, философ Э. Фромм (1900—1980) назвал «человека потребляющего» больной личностью больного мира: «Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать».

Человек и ценности современного общества

Японский социолог Ёнэдзи Масуда (1905—1995) описал удивительный мир будущего. В стране под названием Компьютопия компьютерные технологии изменили социально-экономический уклад, ликвидировали все основания неравенства. «Человек знающий» («homo intelligens») создаёт информацию и знания, реализуя все свои задатки и потребности. Отсутствует конкуренция, которую заменили взаимопомощь и поддержка. Государственные структуры уступили место «информационным сообществам» и «демократии участия». По мнению Масуды, информационное общество создаёт новую систему ценностей, воплощающих гуманизм и справедливость. Однако имеются и другие мнения о постиндустриальном обществе: на первое место в нём выдвигается человек-потребитель, целью которого является погоня за всё новыми и новыми объектами удовольствия, или человек-технократ, прагматик, способный лишь к рациональному анализу происходящих событий для того, чтобы использовать их в своих интересах.

В центре внимания учёных — философов, культурологов, социологов находится вопрос о ценностях информационного общества.

Прежде всего фундаментальными ценностями современного мира необходимо признать жизнь отдельного человека и существование человечества. Принятие этих ценностей определяет необходимость ценностного отношения к природе. Признание роли разнообразия, «инаковости» в развитии социума лежит в основе понимания ценности культурного многообразия человечества. Глобализация включает отдельные народы в единую и во многом унифицированную целостность и затрудняет определение будущего отдельных культур. Но на современном этапе развития человечества разнообразие культур — очевидный факт. Более того, различия в культуре могут выступать и конкурентным преимуществом, в том числе и в экономике. Так, уже не является уникальным пример Японии, которая соединила высочайшие достижения постиндустриальных технологий с национальными культурными традициями и особенностями менталитета. Во многом схожие процессы демонстрируют в начале XXI в. Китай, Индия, некоторые латиноамериканские страны.

В иерархии ценностей особый статус приобрела информация, потеснив, по мнению ряда учёных, ценностное отношение к знанию. Важной ценностью остаётся образование. Функции образования, его роль в экономическом развитии, в интеграции социума и обеспечении его стабильности достигают максимального воплощения. Автор теории постиндустриального общества Олвин Тоффлер (р. 1928) писал, что в будущем неграмотным человеком уже назовут не того, кто не умеет читать, а того, кто не может или не умеет учиться.

Постиндустриальное общество выдвигает принцип непрерывности образования на протяжении всей жизни, зачастую ставит человека перед необходимостью сменить профессию, а требования к профессионализму работника повышаются. Вместе с изменением содержания труда (он всё больше выступает как творческая интеллектуальная деятельность) меняется и отношение человека к труду, что фиксирует недавно появившийся термин «трудоголик». Рабочий день трудоголика достигает 11 — 12 часов, работа для многих становится сверхценностью, определяя личную жизнь и поведение.

Статусной ценностью является интеллект. Вопрос о перспективах человеческого интеллекта оказался в центре внимания учёных в середине XX в. Чем искусственный интеллект отличается от человеческого, смогут ли машины (или роботы из произведений писателей-фантастов) стать субъектами мышления и вытеснить человека из этой сферы — такие проблемы будоражили научное сообщество. В современной ситуации проблема интеллекта не затрагивает конкуренцию человека и компьютера. На первый план выходит оценка изменений интеллекта и психологических особенностей человека при использовании компьютерных технологий.

Ценности свободы, равенства, прав человека, сохраняя своё значение, приобретают новый смысл. Они связываются со свободой информационного пространства. Появилось понятие «цифровое неравенство» — неравенство стран и социальных групп в сфере доступа к информационным технологиям.

Таким образом, в системе ценностей современного человечества происходят изменения. Как же их оценивать? Как глубочайший духовный кризис или как открывающуюся перед человечеством перспективу развития? Как процесс постепенного вытеснения ценностей «прошлого» или как появление новых форм их выражения? Очевидно, в процессе развития постиндустриального общества ещё будут формироваться соответствующие ему ценностные ориентиры, которые определят особенности информационной культуры и мировоззрения людей.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru