Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 1. Человек в обществе

 

§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека (окончание)

Словарь

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Практические выводы

1. Свободное общество — одна из основных ценностей современного мира. Основные свободы и права вошли в конституции всех демократических государств. Знание этих свобод и прав, умение пользоваться ими являются необходимыми условиями полноценной реализации возможностей личности в различных сферах общественной жизни.

2. Если вы понимаете свободу как вседозволенность, то, скорее всего, постоянно будете сталкиваться с противоположным: жёстким противодействием или произволом. Первое по отношению к вам проявит государство, законно пресекая своими санкциями ваши «свободные» действия, ущемляющие права и свободы других людей. А произвол в отношении вас будут творить те, кто, как и вы, считает себя свободным от всех норм и ограничений; руководствуясь только личными потребностями и желаниями, они своими действиями неизбежно будут попирать ваши интересы.

3. Принимая решение по значимому для вас вопросу, помните, что выбор, как правило, можно делать из нескольких реально существующих альтернатив. Установите эти возможные «сценарии» действий, варианты развития. Проанализируйте каждую из таких возможностей, соотнесите со своими целями, устремлениями, учтите интересы близких людей. При таком подходе сделанный вами выбор, скорее всего, не разочарует вас.

Документ

Как мы защищаем своё чувство свободы. Из книги американского социального психолога Э. Аронсона «Общественное животное».

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин.

Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице, и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют, что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» на меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора, я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию.

Существует ещё один аспект потребности в свободе и автономии. При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии.

Вопросы и задания к документу

1. Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2. Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Если да, приведите примеры, как вы поступали в таких случаях.

Вопросы для самопроверки

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3. Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей. 5. В чём выражается общественная необходимость? 6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». 7. Какое общество можно считать свободным?

Задания

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь — это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода — это выбор».

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

      Бога нет, царя не надо.
      Губернатора убьём,
      Платить подати не будем,
      Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Мысли мудрых

«Свобода — единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даёте её сами».

У. Уайт (1886—1944), американский писатель

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru