Главная >> Обществознание 10 класс. Боголюбов

 

 

 

 

Глава 1. Человек в обществе

 

§ 8. Современное общество (окончание)

Словарь

Глобализация — это процесс всемирной интеграции и унификации жизнедеятельности национальных государств в области политики, экономики и идеологии, обусловленный зависимостью современных национальных экономик от распределения планетарных ресурсов и международной системой разделения труда.

Постиндустриальное (информационное) общество — современный этап общественного развития, характеризующийся становлением глобальной экономики, в которой определяющую роль играют информационные технологии, и развитым гражданским обществом, открытым для глобальных процессов.

Практические выводы

1. Теоретические знания о современном этапе развития общества позволяют вам лучше ориентироваться в повседневной жизни: вы получаете возможность увидеть главные процессы развития, такие, как глобализация и создание информационного общества. Вы можете не только дать им оценку, но и осознанно выбрать стратегию своей деятельности, например профессию, отражающую реальные потребности общества.

2. Современная экономика ставит перед всеми важнейшую задачу: научиться перерабатывать и использовать новейшую информацию, стремиться к расширению знаний, развитию интеллектуального потенциала. Это залог эффективной профессиональной деятельности, основа самореализации человека.

3. Используя Интернет, можно выполнять бытовые операции — оплату коммунальных услуг, покупку товаров и т. д. Но не следует забывать о возможности мошенничества по отношению к пользователям. Интернет — богатейшее хранилище информационных ресурсов, используя которые вы можете решать различные интеллектуальные задачи. Но авторское право действует и во Всемирной паутине, поэтому обязательно оформляйте ссылки на использованные материалы. Важной является и информационная безопасность. Запрещается производство и распространение информации, вредной и опасной для личности, общества, государства.

4. Общаясь через глобальную сеть, вы выступаете как один из представителей сетевого сообщества. Возможность самореализации, которую предоставляет вам информационное пространство, трудно переоценить. Но виртуальное сообщество не заменит реального человеческого общения, совместной деятельности в формальных и неформальных группах.

Документ

Как создавалась Всемирная паутина. По материалам А. Семёнова «Бернерс-Ли — отец WWW».

World Wide Web в переводе с английского — «Всемирная паутина», метод организации информации, который преобразил способы её получения, общения участников друг с другом, проведения научных исследований и покупок в магазинах.

В 1980-х гг. в науке, особенно в ядерной физике, остро проявилась проблема коммуникаций. В условиях информационного взрыва традиционные методы обмена научной информацией в виде статей, публиковавшихся в научных журналах, оказались несостоятельными. Часто информация устаревала, не успев дойти до потребителя.

Проект, который привёл к созданию Всемирной паутины, стартовал в 1989 г. Его предложил Т. Бернерс-Ли. Через год уже был готов первый вариант программного обеспечения. Т. Бернерс-Ли собственноручно написал первый браузер и сервер для WWW, выпустил начальный протокол передачи гипертекстов, разработал универсальный указатель ресурсов как единую систему адресации, объединившую большинство существующих в Интернете технологий поиска и связи, наконец, он создал язык разметки гипертекстов.

Однако настоящему перевороту было суждено произойти тогда, когда Интернет стал открытым для мира, а мир открыл Интернет. Чтобы шире раскрыть двери Интернета для пользователей, нужно было сделать его доступным для неискушённых в программировании любителей. Первый в мире web-сайт Бернерс-Ли создал по адресу http://info.cern.ch/, теперь сайт хранится в архиве. Сайт появился онлайн в Интернете 6 августа 1991 г. На этом сайте описывалось, что такое Всемирная паутина, как установить web-сервер и т.п. Этот сайт также являлся первым в мире интернет-каталогом, потому что позже Тим Бернерс-Ли разместил и поддерживал там список ссылок на другие сайты.

В течение нескольких последующих лет Бернерс-Ли и его сотрудники заложили основу web: создали гипертекстовый протокол передачи данных (HTTP) для связи между документами, гипертекстовый язык разметки (HTML) для форматирования web-документов и универсальную систему поиска адресов (URL) для переадресации документов. За это же время Бернерс-Ли написал первые специальные программы: web-сервер и web-браузер (программа для путешествий по Сети). В 1992 г. был открыт доступ к браузеру для широкой публики. Вскоре web стал доступен миллионам пользователей.

Вопросы и задания к документу

1. Почему именно в 1980—1990-х гг. возникла потребность в глобальной информационной сети? 2. Что означают слова «Интернет стал открытым для мира»? Какие черты информационного общества находят отражение в них? 3. Назовите имена людей, которые внесли вклад в развитие информационных технологий. Чему учит их жизненный путь?

Вопросы для самопроверки

1. В чём выражается асимметричность процессов глобализации? 2. Какие компоненты составляют информационную сферу? 3. Какую роль в современном мире играет Интернет? 4. Какие структуры и почему являются субъектами глобальной экономики? 5. Чем различаются американская, азиатская и европейская модели экономической политики государства? 6. Как взаимосвязаны развитие гражданского общества и формирование постиндустриального информационного общества? 7. Объясните термины «социальная сеть» и «сетевое сообщество». 8. Какие угрозы национальной безопасности существуют в информационной сфере? Каким образом можно им противодействовать? 9. Перечислите критерии развития информационного общества.

Задания

1. Исследования социологов «Левада-центра» выявляли отношение россиян к глобализации. На вопрос «Как вы полагаете, глобализация, стирающая границы и расширяющая экономические связи между странами, приносит России больше пользы или больше вреда?» 1600 респондентов в 2006, 2007, 2010 гг. ответили следующим образом:

Отношение россиян к глобализации

Какие тенденции в отношении к глобализации выявил соцопрос? Как вы думаете, с чем связано отношение к глобализации, выявленное в ходе исследования? Какой ответ дали бы вы? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Исследования учёных показали отношение старшеклассников к различным источникам информации. Обсудите в классе полученную информацию. Соответствуют ли данные графика структуре вашего досуга?

Динамика изменения значимости чтения книг и «общения» с компьютером в структуре досуга подростков (% )

3. Может ли существовать информационное общество без государства? Почему роль государства в нём можно оценить как противоречивую?

4. Найдите в Интернете информацию о сетевом этикете. Дайте оценку сетевому этикету как социальному регулятору.

5. Участвуете ли вы в каком-либо сетевом сообществе? Проанализируйте положительные и отрицательные стороны вашего участия.

Мысли мудрых

«Кто владеет информацией, тот владеет миром».

У. Черчилль (1874—1965), британский
политический деятель

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru