Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 2. Подросток в социальной среде

 

§ 10. Социальная среда подростка

Что такое социальная среда?

Человек всю свою жизнь живет в обществе (социуме) среди других людей, т. е. в социальном окружении, в социальной среде. Социальная среда предоставляет условия для развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей. Через социальную среду человек вступает в отношения с другими людьми.

Подростка окружают люди, которые имеют прямое и косвенное, близкое и дальнее отношение к нему. К близким относят членов семьи, родственников, друзей, соседей. Иными словами, всех, с кем он хорошо знаком, с кем часто общается. Все они составляют ближайшую среду. Она состоит из множества малых групп: семья, друзья во дворе, одноклассники.

Школа занимает как бы промежуточное положение: она стоит между двумя мирами — ближним и дальним. Учитель, особенно классный руководитель, может стать близким человеком. Но школа как учреждение находится дальше, чем семья. Радио, газеты и телевидение оказывают сильное влияние на сознание подростка. Но они относятся к миру незнакомых людей. Мир незнакомых людей составляет дальнюю среду.

Чем дальше стоит от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему. В ходе международного исследования, проведенного во многих странах мира, было выяснено, что меньше всего подростки доверяют информации из Интернета, чуть больше средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия принадлежит семье. Более 50% опрошенных подростков считают, что сведения, получаемые от родителей, самые правдивые.

С ослаблением влияния семьи возрастающую роль начинают играть примеры киногероев, популярных музыкантов и друзей. Особенно сильное проявление это находит в речи, выборе прически и одежды, музыкальных вкусов и основных социальных ценностях.

Как влияют на подростка

Если одни люди оказывают на подростка прямое влияние, то другие — косвенное, но тем не менее весьма ощутимое. Так, работа родителей влияет на них, а те, в свою очередь, на развитие подростка. Например, это уровень зарплаты, график работы и отдыха, состав коллектива, увольнение и т. д. Все это отражается во взаимоотношениях родителей с подростками.

На подростка оказывают многостороннее влияние общественные организации. Администрация школы составляет расписание, учебный график и нанимает учителей. Городские власти могут открыть или закрыть молодежный центр или плавательный бассейн.

Большинство психологов указывают на то, какое огромное влияние оказывает на наше поведение реакция других людей, особенно знакомых или родных. Одни поступки они одобряют, и нам становится приятно. Иногда это воодушевляет нас и заставляет гордиться собой. Другие поступки осуждаются окружающими, и нам становится неловко, стыдно за себя.

В некоторых поступках мы явно виноваты. Осуждение справедливо воспринимается как упрек в наш адрес. Какая я жадина, неумеха или лентяй. Мне за себя стыдно.

Но есть поступки хотя и неприятные нам, но совершенные неосознанно.

Однако и сознательные, и неосознанные поступки, совершенные нами, мы одинаково записываем на свой счет. Хотя где-то в глубине души понимаем, что этого не следует делать.

Почему мы краснеем за свою неловкость (например, упал на скользкой дороге зимой)? Может быть, потому, что другие могут посмеяться или осудить нас? Мы чутко откликаемся на реакцию окружающих, даже если она не высказана вслух. Никто открыто не рассмеялся, никто и слова не сказал. Но все равно неприятно.

Как формируется ваш круг общения? В какой степени на подростка влияют его ровеснтки? Почему?

Значит, мы можем реагировать даже на то, чего не видим и не слышим, но только воображаем. Вот в чем разгадка. Наше воображение дорисовывает неприятную картину. Они могут высмеять меня, думаем мы про себя.

А с какой стати мы нехорошо думаем о людях, если не видим и не слышим их реакции? Скорее всего, потому, что мысленно ставим себя на их место и считаем, что я в такой ситуации посмеялся бы или что-нибудь сказал. Особенно если этот человек мне несимпатичен. Значит, в других мы видим себя. За свою неловкость мы стесняемся самих себя, а не других.

Итак, каждый из нас строит линию поведения в зависимости от реакции окружающих людей. Такую зависимость назовем прямой. А существует еще косвенная. В чем она заключается?

Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru