Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 2. Подросток в социальной среде

 

Подросток в группе

    Пример 1

В эксперименте с подставной группой испытуемые определяли продолжительность одной минуты, не прибегая к часам и отсчитывая секунды про себя. Каждый испытуемый сидел в изолированной кабине и нажимал специальную кнопку, как только насчитывал про себя ровно одну минуту. Кроме того, во всех кабинах были лампочки. Экспериментатор давал через них сигналы, якобы исходившие от одного или нескольких испытуемых (иногда они подавались через 35 секунд), а затем фиксировал, кто поддался на обман, поторопившись нажать свою кнопку. Оказалось, что людей, подверженных внушению и групповому давлению, очень много.

    Пример 2

Психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелит!) в одну из двух мишеней. Их предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если он выстрелит во вторую, то — себе в карман. Экспериментаторы придумали хитринку, которая давала испытуемым ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. И каждый раз на второй мишени точек было гораздо больше. Школьников как бы предупреждали: вот смотри, псе стараются только для своей пользы. Каждый вновь вошедший стоял перед сложным выбором: проявить себя коллективистом и нс согласиться с мнением большинства либо остаться эгоистом и согласиться с большинством. Оказалось, что в дружном, сплоченном классе до 80% испытуемых стреляли в первую мишень.

С помощью таких экспериментов ученые доказали, что человек в своих поступках ориентируется на «значимых других». Кто такие «значимые другие», вы, наверное, уже догадатись. Это те, чье мнение или поведение имеет для вас значение.

Конечно, многое в нашем поведении зависит от того, какова личность человека, подвергшегося групповому давлению. Люди с заниженной самооценкой больше подвержены давлению общественного мнения, нежели тс, кто высоко оценивает себя. Оказывается, отклоняться от норм, принятых в группе, гораздо легче удается тому, кто чувствует себя в ней уверенно и комфортно.

Мы готовы скорее согласиться с мнением того, кто близок нам но взглядам, является для нас непререкаемым авторитетом, воплощает власть или является представителем закона. Ученые установили, что люди в большей степени готовы исполнить требование, высказанное человеком, одетым в форму, нежели человеком, одетым в штатское, даже когда дело касается совершенно обычных указаний.

По каким признакам можне отнести изображенных нг фотографии людей к одноР социальной группе?

Подросток, как и взрослый человек, в силу объективных причин постоянно является членом каких-либо групп (сообществ). Для молодого человека это семья, школа, кружки, секции и т. д. В зависимости от взаимоотношений в группе подросток будет себя чувствовать там более или менее комфортно.

    Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «малая социальная группа», «конформизм».

2. Какое значение имеет для подростков группа, в которую они входят? Подтвердите примерами свой ответ.

3. Какие проблемы могут возникать у подростка в группе? Предложите способы решения этих проблем.

4. Согласны ли вы с утверждением: «Группа, в которую входит подросток, придает ему уверенность в себе»? Обоснуйте свой ответ.

5. Влияет ли подростковая группа на поведение каждого из ее членов?

    Практикум

1. Какое из приведенных утверждений кажется вам более верным: «Группа подавляет личность и способности подростка», «Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты»?

2. В какие группы вы входите? Назовите качества личности, которые ценятся в этих группах.

3. Подумайте, в каких случаях подросток может противостоять групповому мнению (например, мнению одноклассников).

<<< К началу

 

 

Рейтинг@Mail.ru