Главная >> Обществознание 7 класс. Кравченко

 

 

 

 

Глава 2. Подросток в социальной среде

 

Мир знакомых и незнакомых людей

«Я» и «другие»

Человек формируется под сильным влиянием окружающих людей и общества в целом. Кто такие «другие», которые составляют наше окружение? Чего они хотят от нас? Ограничивают ли нашу свободу или, напротив, создают все условия для того, чтобы расширить ее?

Подростки знают, что за ними наблюдают, ставят им оценки, наказывают, заставляют вести себя определенным образом, наставляют на путь истинный. Этот опыт накапливается, формируется личность растущего ребенка. Эти «другие», кто влияет на ребенка, видимо, умеют различать правильное и неправильное поведение. Они поощряют правильное поведение и наказывают неправильное как отклонение от нормы. «Другие» — это не любые и не случайно попавшие в наше окружение. Из множества людей, с которыми человек вступает в контакты, он выбирает лишь некоторых — «значимых других», т. е. тех, чьи оценки для него гораздо важнее. Приятель или двоюродный брат войдут в число «других», а прохожий — нет.

Одно из первых открытий, которые должен сделать для себя человек, - это то, что «другие» различаются между собой. Мы оцениваем окружающий нас мир и людей избирательно. Одним сочувствуем и готовы поделиться с ними последним, что у нас есть, а других не замечаем или даже намеренно игнорируем. Иначе говоря, ребенок учится выбирать и принимать ответственность за свои действия.

Если вы способны противостоять групповому мнению и пойти против общего мнения, тогда вы можете считать себя независимой личностью. Но стать ею не просто.

Когда вы первый раз не согласились с мнением других, особенно если оно не единодушное, то на вас и внимания не обратят. Во всяком случае, не придадут тому большого значения. Во второй раз отклонение от мнения коллектива может вызвать удивление или раздражение. Ну а если ваша самостоятельность становится навязчивой, то коллектив способен отвернуться от вас. Возникает конфликт, который часто перерастает в устойчивое неприятие друг друга. Вы уже не просто отличаетесь от других, а противостоите всем. И ощущения у вас будут самые противоположные. Коллектив, объединившийся против общего врага, чувствует воодушевление. Вы же, напротив, можете чувствовать себя раздавленным и потерянным. Вы сомневаетесь, а правильно ли я сделал, что пошел против коллектива, противопоставил свою точку зрения общей? Может быть, не так важны те моральные принципы или убеждения, которые я отстаиваю? Оставшись в изоляции, вы начинаете сомневаться в своей правоте. Редко кому удается выстоять и до конца защитить свою позицию.

Но коллектив не сомневается. Каждый из его членов уверен, что все ошибаться не могут, а вот один человек может думать неправильно.

Как быть в подобной ситуации? Надо рассмотреть собственное поведение как бы со стороны. Взглянуть на него глазами своих товарищей и попробовать понять, почему они рассердились на вас. Только не лукавьте в этот момент. Поменьше защищайте и оправдывайте себя. На этот раз посмотрите на себя беспристрастно, без чрезмерной любви к себе, единственному и неповторимому. Если вам это удалось, поверьте мне, вы можете чувствовать себя победителем, даже если вы поняли свою неправоту и правоту коллектива. Во-первых, до этого додумались вы, а не они. Во-вторых, самокритика продвинет вас по пути формирования собственного «я» гораздо дальше, чем упорное настаивание на своей позиции. В-третьих, у вас есть шанс развить в себе самое ценное из человеческих качеств — сочувствие и сопереживание другим.

Часто, обидевшись на других, мы начинаем жалеть себя. Быть безжалостным к себе нельзя. Так можно превратиться в бездушного робота, не знающего жалости ни к себе, ни к другим. Жалейте и любите себя, но только с пользой для себя. Перегнете палку — и вот вы уже самовлюбленный эгоист. А это беда самая страшная. Таких сторонятся, от них в коллективе хотят избавиться.

«Чужие» и «чужаки»

«Чужак» — не просто незнакомец, т. е. человек, которого мы плохо знаем или вообще не знаем. Скорее наоборот. Чужого мы должны хорошо знать, чтобы сказать: он мне чужд но взглядам, убеждению, образу жизни и поведению. Чужой здесь означает противоположный мне. Я придерживаюсь одних ценностей, а он — совсем других, противоположных или чуждых мне.

Мне, как верующему, чужд атеизм (греч. atheos — безбожный), как стороннику демократического общества — тоталитарный (лат. totalis — полный, весь; полный контроль государства над сферами жизни общества) строй. Наконец, как сочувствующему рыночной экономике, для меня неприемлема экономика, запрещающая проявление всяческой инициативы и ограничивающая свободу действий. Я не признаю предательство и бескультурье.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

Рейтинг@Mail.ru